Дипломная (диплом) по правоохранительным органам на тему: Прокурорский надзор за исполнением законов органами местного самоуправления

Готовые рефераты, курсовые, дипломные работы по праву

 

Друзья сайта


Счётчики

Яндекс цитирования

Вопросы и ответы


Онлайн Заказ

www.lavcom.ru

434-591-373

89601320000@mail.ru

Поиск готовых работ


Онлайн Заказ

www.lavcom.ru

434-591-373

89601320000@mail.ru


Реклама

Дипломная (диплом) по правоохранительным органам на тему: Прокурорский надзор за исполнением законов органами местного самоуправления

 
-> Диплом по правоохранительным органам | |

год сдачи- 2008

Оглавление

Введение...........................................................................................................3
Глава 1. Сущность прокурорского надзора за исполнением
законов органами местного самоуправления................................................8
§1. Предмет и пределы надзора за исполнением законов
органами местного самоуправления..............................................................8
§2. Прокурорский надзор за законностью правовых актов органов
местного самоуправления………………………………………………….20
Глава 2. Правовые средства осуществления надзора за законностью
правовых актов органов местного самоуправления...................................31
§1. Методы выявления нарушений..............................................................31
§2. Способы устранения выявленных нарушений......................................48
Заключение.....................................................................................................69
Список использованной литературы...........................................................74

Введение

Проблемы местного самоуправления стали в отечественной литературе одними из самых актуальных и широко обсуждаемых. Активно издаются учебные работы по муниципальному праву, проводятся сравнительные исследования местного самоуправления в различных странах. И вполне естественно, что по значительному кругу вопросов муниципализации сегодня существуют серьезные научно - идейные расхождения. Не менее серьезные споры возникают и в практической плоскости при применении российского законодательства о местном самоуправлении, свидетельство чего - многие дела, рассмотренные Конституционным Судом и судами общей юрисдикции.
Как неоднократно отмечалось на коллегиях Генеральной прокуратуры Российской Федерации, надзору за исполнением законов о местном самоуправлении должно уделяться неослабное внимание. А в последнее время актуальность данного направления деятельности обусловлена еще и проводимыми в стране мерами по укреплению вертикали власти, созданию такого режима законности, который содействовал бы поступательному развитию реформ на всех участках государственного, экономического, политического строительства по пути построения правового демократического государства.
Таким образом, в современных условиях развития и становления новых общественных отношений роль органов прокуратуры по защите конституционных прав и свобод человека и гражданина усиливается, в том числе на муниципальном уровне.
Надзор за исполнением законов представляет собой важнейший институт прокурорского надзорно-охранительного права. До принятия действующего Закона "О прокуратуре РФ" данное направление надзорной деятельности именовалось общим надзором. В специальной юридической литературе, как правило, термин "общий надзор" не аргументируется, но использование данного наименования обосновывается традиционностью данного вида прокурорского надзора. Отдельные высшие должностные лица органов прокуратуры называли данный вид прокурорского надзора общим универсальным надзором.
Правовые предписания данного института определяют важнейшее направление деятельности органов прокуратуры, связанное с обеспечением законности в сфере государственного управления, местного самоуправления, законодательной деятельностью субъектов Российской Федерации, органами управления и негосударственными структурами. Это дает возможность реализовать широкий комплекс задач, стоящих перед органами российской прокуратуры, таких как обеспечение верховенства Конституции РФ и действующих на ее территории законов, укрепления и единства законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, охраняемых законом интересов личности, государства и общества. Надзор за исполнением законов представляет собой одну из эффективных форм государственного контроля в обеспечении законности. Он не подвержен ни ведомственному, ни местному влиянию, исходит непосредственно из общегосударственных задач и охватывает наиболее широкую область правовой действительности, связанную с практикой исполнения законов. Следует также отметить, что надзор за исполнением законов как одно из важнейших направлений деятельности прокуратуры оказывает большое влияние и на общее состояние законности, имеет большой профилактический потенциал, поскольку является средством раннего предупреждения преступности.
Необходимо заметить, что проверочную деятельность по исполнению законов могут осуществлять и иные государственные органы - контролирующие. Деятельность данных органов в теории принято называть контролем. В связи с этим возникает обоснованный вопрос о соотношении контроля и надзора как дефиниций и как формы проверочной деятельности по исполнению законов. Решение данного вопроса имеет принципиальное значение не только и не столько в теории, сколько для практической реализации прокурорских функций.
Надзор за исполнением законов органами местного самоуправления как самостоятельный институт прокурорского надзорно-охранительного права имеет свою специфику, отличается от иных правовых институтов и имеет свои правовые принципы.
В ст. 15 Конституции РФ указывается на обязанность соблюдения органами местного самоуправления Конституции РФ и законов, иными словами, закреплен принцип соблюдения законности. Следует отметить, что в целом формы обеспечения законности в деятельности органов местного самоуправления и их должностных лиц не отличаются от форм, обеспечивающих законность деятельности органов государственной власти и государственных служащих. Это выполнение норм действующего законодательства, действие строго в рамках своих полномочий, доступность к информации о деятельности органов местного самоуправления, обязанность решать возникающие проблемы населения, неукоснительно соблюдать устав муниципального образования и т.д.
В соответствии со ст. 77 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" уполномоченные органы государственной власти осуществляют контроль за осуществлением органами и должностными лицами местного самоуправления переданных им отдельных государственных полномочий. Кроме того, органы и должностные лица местного самоуправления, наделенные в соответствии с уставом муниципального образования контрольными функциями, осуществляют контроль за соответствием деятельности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления уставу муниципального образования и принятым в соответствии с ним нормативным правовым актам представительного органа муниципального образования.
К сожалению, прослеживается тенденция постоянного увеличения количества оспоренных прокуратурой актов, принятых органами местного самоуправления. Так, по данным органов прокуратуры Липецкской области, наблюдается увеличение количества опротестованных правовых актов органов местного самоуправления: в 2005 г. - 1103 акта, из них 400 уставов муниципальных образований, в 2006 г. - 1271 акт, из них 68 уставов; в I квартале 2007 г. - 1321 акт, из них 145 уставов. Наиболее характерными нарушениями, выявленными в уставах и правовых актах органов местного самоуправления, явились следующие:
1. Превышение органами местного самоуправления предоставленных законом полномочий.
2. Неправомерное перераспределение полномочий между органами и должностными лицами местного самоуправления.
3. Нарушение бюджетного законодательства.
4. Нарушение административного законодательства.
Анализ статистических данных показал, что в 2007 г. выявлено почти в 3 раза больше незаконных правовых актов, чем в 2006 г. Рост количества выявленных незаконных правовых актов произошел из-за существенного изменения законодательства о местном самоуправлении и неспособности органов местного самоуправления быстро отреагировать на это изменение.
Исходя из изложенного, надзор за законностью правовых актов органов местного самоуправления является актуальной проблемой, поэтому в качестве темы дипломной работы автор избрал именно данную тему.
Предметом данного исследования является прокурорский надзор за деятельностью органов местного самоуправления.
Целью дипломной работы является исследование состояния действующего законодательства в сфере осуществления надзора за законностью правовых актов органов местного самоуправления, а также реальное положение дел в области правового регулирования указанного надзора. Задачами же дипломной работы явились следующие: уяснение предмета и пределов надзора за законностью правовых актов органов местного самоуправления; выделение особенностей этого надзора, а также раскрытие правовых средств осуществления надзора за законностью правовых актов органов местного самоуправления.
Теоретической основой исследования являются учебно-методическая литература по прокурорскому надзору, а также статьи и монографии в научных журналах по данной проблематике.
В ходе написания работы были проанализированы нормативно-правовые акты, регламентирующие деятельность прокуратуры и органов местного самоуправления.
Изложенные в работе рекомендации базируются на изучении практики прокурорского реагирования, в том числе обобщении материалов прокуратуры Хлевенского района Липецкой области, что делает работу информативной и в этом смысле полезной.




Список использованной литературы

1. Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации от 14.11.2002 N 138-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 2002. N 46. Ст. 4532.
2. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 N 195-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 2002. N 1 (ч. 1). Ст. 1.
3. О прокуратуре Российской Федерации: Федеральный закон от 17.01.1992 N 2202-1 // Собрание законодательства РФ. – 1995. - N 47. - Ст. 4472.
4. Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации: Федеральный закон N 131-ФЗ от 6 октября 2003 г. // Собрание законодательства РФ. 2003. N 40. Ст. 3822.
5. О перечне сведений, которые не могут составлять коммерческую тайну: Постановление Правительства РСФСР от 05.12.1991 N 35 // СП РФ. 1992. N 1 – 2. Ст. 7.
6. Об организации прокурорского надзора за исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина: приказ Генерального прокурора РФ №30 от 22.05.96г. // http: // politicor.narod.ru
7. Об организации надзора за исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина: Приказ Генерального прокурора РФ от 22 мая 1996 г. № 30 // СПС КонсультантПлюс.
8. Абузова Г.А., Казарина А.Х., Соколова И.А. Прокурорский надзор за законностью правовых актов субъектов Российской Федерации / Г.А. Абузова, А.Х. Казарина: Учеб. пособие. М., 2003.
9. Алексеев А. Общий надзора: проблемы и перспективы / А.Алексеев // Государство и право. 2000. №3.
10. Басков В.И. Курс прокурорского надзора: Учебник. М., 2001.
11. Белкин А.А., Пахоменко Т.Л., и др. Прокурорский надзор за законностью уставов муниципальных образований: Методич. Рекомендации / А.А. Белкин, Т.Л. Пахоменко и др. М., ГП РФ. 1998.
12. Беркович Е. Прокурор и правотворческая деятельность местного самоуправления / Е. Беркович // Государство и право. 2002. №12.
13. Беркович Е., Абрамов Д. Предъявление прокурором заявлений в суд о признании противоречащими закону правовых актов органов местного самоуправления / Е. Беркович, Д. Абрамов // Законность. 2002. N 8.
14. Бессарабов В.Г. Прокурорский надзор: учебник / В.Г. Бессарабов. — М.: Проспект: Велби, 2007.
15. Бессарабов В.Г., Кашаев К.А. Защита российской прокуратурой прав и свобод человека и гражданина / В.Г. Бессарабов, К.А. Кашаев. – М.: Издательский Дом "Городец", 2007.
16. Буянский С.Г. Прокуратура в условиях административно-правовой реформы: монография / С.Г. Буянский. – М.: Издательский Дом "Буквовед", 2006.
17. Винокуров А. Полномочия прокурора по надзору за исполнением законов / А. Винокуров // Законность. 2006. N 4.
18. Винокуров К. Вынесение прокурором постановления о возбуждении производства по делу об административном правонарушении / К. Винокуров // Законность. 2003. N 11.
19. Говорков Н. Прокурорский надзор: трудности практики / Н. Говорков // Законность. 2007. N 5.
20. Ергашев Е.Р. Принципы института надзора за исполнением законов / Е.Р. Ергашев // Исполнительное право. 2006. N 3.
21. Заявление в порядке статьи 45 ГПК РФ к администрации Хлевенского района Липецкой области в Хлевенский районный суд Липецкой области от 14.06.2007 г. // Архив прокуратуры Хлевенского района Липецкой области за 2007 год.
22. Заявление прокурора Хлевенского района Липецкой области о признании нормативного акта противоречащим законодательству от 27.07.2007 г. // Архив прокуратуры Хлевенского района Липецкой области за 2007 год.
23. Заявление прокурора Хлевенского района Липецкой области о признании нормативного акта противоречащим закону от 13.08.2007 г. // Архив прокуратуры Хлевенского района Липецкой области за 2007 год.
24. Зрелов А.П. Административное расследование: особенности правового регулирования, коллизии и правовые пробелы КоАП РФ / А.П. Зрелов // Право и экономика. 2004. N 7.
25. Иванова М., Ивлиев Д. Под грифом "секретно" / М. Иванова, Д. Ивлиев // ЭЖ-Юрист. 2004. N 33.
26. Игнатюк Н.А., Замотаев А.А., Павлушкин А.В. Муниципальное право: Учебник для вузов / Н.А.Игнатюк, А.А.Замотаев, А.В.Павлушкин. М., 2005.
27. Комментарий к Закону о прокуратуре СССР / Под ред. А.М. Рекункова. М., 1984.
28. Комментарий к Федеральному закону "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (постатейный) / Под ред. В.И. Шкатуллы. – М.: ЗАО Юстицинформ, 2006.
29. Курбатов А.Я. Оспаривание актов нормативного характера / А.Я. Курбатов // Хозяйство и право. 2004. N 9.
30. Маршунов М. Н. Комментарий к Закону о прокуратуре Российской Федерации: Науч.-практ. рекомендации / М. Н. Маршунов. — СПб.: Герда, 2001. — 206 с.
31. Мелкумов В.Г. Советская прокуратура и проблема общего надзора В.Г. Мелкумов. Душанбе, 1970.
32. Мельников Н.В. Конституционные основы организации и деятельности прокуратуры России. Монография. М.: ТПО "Книготорг", 2000.
33. Мельников Н.В. Надзор прокуратуры за соблюдением конституционных прав и свобод граждан / Н.В. Мельников. М., 2000.
34. Мурашин Г.А., Петухов Г.С. Некоторые вопросы взаимодействия прокуратуры и суда в обеспечении законности актов государственного управления / Г.А. Мурашин, Г.А. Петухов // Вопросы теории и практики прокурорского надзора. Ч. 1. М., 1975.
35. Николаева Л.А. Надзор прокуратуры: проблемы теории и практики / Л.А. Николаева // Прокурорская и следственная практика. 1997. N 2.
36. Обзор судебной практики по рассмотрению споров, вытекающих из административных правоотношений // Вестник ВАС РФ. 1997. N 8.
37. Общая теория права и государства / Под ред. В.В. Лазарева. М., 2003.
38. Осипян С. Функции прокуратуры и предмет надзора / С. Осипян // Законность. 2006. N 12.
39. Отчет о работе прокурора Хлевенского района Липецкой области за 12 месяцев 2007 года // Архив прокуратуры Хлевенского района Липецкой области за 2007 год.
40. Пешин Н.Л. Государственная власть и местное самоуправление в России: проблемы развития конституционно-правовой модели / Н.Л. Пешин. – М.: Статут, 2007.
41. Пешин Н.Л. Особенности государственного контроля за местным самоуправлением / Н.Л. Пешин // Конституционное и муниципальное право. 2007. N 4.
42. Представление прокурора Хлевенского района Липецкой области №16-113в-07 от 06.04.2007 г. // Архив прокуратуры Хлевенского района Липецкой области за 2007 год.
43. Прокурорский надзор в Российской Федерации: Учебник / Под общ. ред. проф. Ю.Е. Винокурова. М., 2006.
44. Прокурорский надзор в СССР: Учебник / Отв. ред. М.П. Маляров. М., 1966.
45. Прокурорский надзор: Курс лекций и практикум / Под науч. ред. Ю.Е. Винокурова. М., 2006.
46. Протест на Постановление администрации Хлевенского района Липецкой области №65 от 17.05.2007 г. № 32-06в-07 от 12.06.2007 г. // Архив прокуратуры Хлевенского района Липецкой области за 2007 год.
47. Протест на постановление главы администрации Елец-Маланинского сельсовета Хлевенского района Липецкой области №10 от 25.03.2007 г. № 31-16в-07 от 08.04.2007 г. // Архив прокуратуры Хлевенского района Липецкой области за 2007 год.
48. Протест на решение представительного органа Верхнее-Колыбельского сельского Совета Хлевенского района Липецкой области, утвердившего Положение "О ведении архивных дел в Верхнее-Колыбельском сельском Совете Хлевенского района Липецкой области" № 44-10в-07 от 12.07.2007 г. // Архив прокуратуры Хлевенского района Липецкой области за 2007 г.
49. Сизов В. Прокурорский надзор за законностью правовых актов органов местного самоуправления / В.Сизов // Законность. 2006. N 6.
50. Скуратов Ю. Полномочия прокуратуры во взаимоотношениях с судебной системой / Ю. Скуратов // Российская юстиция. 1999. N 3.
51. Статистический отчет прокуратуры Липецкой области за 2007 год // http://lipprok.ru/
52. Трикс А.В. Справочник прокурора / А.В. Трикс. - СПб.: ООО "Питер Пресс", 2007.
53. Цалиев А.М. Обеспечение законности муниципальных нормативных правовых актов / А.М. Цалиев // Государственная власть и местное самоуправление. 2007. N 3.
54. Шобухин В. О некоторых вопросах участия прокурора в арбитражном процессе / В. Шобухин // Арбитражный и гражданский процесс. 2006. N 6.
55. Шугрина Е.С. Контроль за органами местного самоуправления и их должностными лицами / Е.С. Шугрина // Конституционное и муниципальное право. 2007. N 6.
56. Ястребов В.Б. Прокурорский надзор: Учебник. М.: Городец-Издат, 2001.

.

Скачать работу БЕСПЛАТНО, кликните по рекламе ниже и просмотрите сайты в течении 1 мин, после просмотра появится ссылка для скачивания

Другие новости