Дипломная (диплом) по криминалистике на тему: Расследование дорожно-транспортных преступлений-РАГС

Готовые рефераты, курсовые, дипломные работы по праву

 

Друзья сайта


Счётчики

Яндекс цитирования

Вопросы и ответы


Онлайн Заказ

www.lavcom.ru

434-591-373

89601320000@mail.ru

Поиск готовых работ


Онлайн Заказ

www.lavcom.ru

434-591-373

89601320000@mail.ru


Реклама

Дипломная (диплом) по криминалистике на тему: Расследование дорожно-транспортных преступлений-РАГС

 
-> Диплом по криминалистике | |

год сдачи - 2009

Оглавление

Введение …………………………………………………………………..3
Глава I. Криминалистическая характеристика дорожно-транспортных преступлений
1.1. Причины дорожно-транспортных происшествий………………….8
1.2. Криминалистическая характеристика дорожно-транспортных происшествий. Обстоятельства совершения транспортных преступлений16
Глава II. Методика расследования дорожно-транспортных происшествий
2.1. Типовые следственные ситуации и планирование
расследования ДТП………………………………….………………………..22
2.2. Начальный этап расследования ДТП……………………………...25
2.3. Последующий этап расследования ДТП…………………………..34
Глава III. Судебная экспертиза при расследовании дорожно-транспортных происшествий
3.1. Роль и место судебной экспертизы в расследовании дорожно-транспортных происшествий………………………………………………...38
3.2. Автотехническая (техническая) экспертиза при расследовании дорожно-транспортных происшествий……………………………………...40
3.3. Криминалистическая экспертиза следов транспортного средства (транспортная трасология) …………………………………………………..52
3.4. Дорожная экспертиза при расследовании дорожно-транспортных происшествий………………………………………………………………….60
Заключение………………………………………………………………66
Список использованной литературы…………………………………...70
Приложение 1. Статистика дорожно-транспортных происшествий…77

Введение

Созданный в 70-х годах позапрошлого века автомобиль завоевал себе мировую известность и прочно вошел в жизнь. Высокая маневренность и неприхотливость автотранспортных средств привела к тому, что автотранспорт быстро и широко завоевал «жизненное пространство». Наряду с неисчислимыми преимуществами и благами, предоставляемыми человеку этим видом техники, автомобильный транспорт может при неправильном его использовании причинить материальный ущерб, тяжелые, а подчас и трагические последствия: увечья, смерть граждан. Не удивительно, что гибель людей от автотранспорта сейчас вышла на третье место в мире после смерти от сердечно-сосудистых и раковых заболеваний.
Данные статистики и судебной практики показали, что в России, ежегодно совершается от 15 до 21 тыс. дорожно-транспортных происшествий, погибают и получают ранения более 200 тыс. человек.
В Концепции федеральной целевой программы "Повышение безопасности дорожного движения в 2006 - 2012 годах" отмечается: «Проблема аварийности на автотранспорте приобрела особую остроту в последнее десятилетие в связи с несоответствием существующей дорожно-транспортной инфраструктуры потребностям общества и государства в безопасном дорожном движении, недостаточной эффективностью функционирования системы обеспечения безопасности дорожного движения, крайне низкой дисциплиной участников дорожного движения. За последние 10 лет в дорожно-транспортных происшествиях погибли 312,5 тыс. человек».
Ежегодный прирост автопарка страны составляет около 13 млн ед. В настоящее время на 1000 россиян приходится немногим более 100 автомобилей и, как показывает опыт промышленно развитых стран, Россия вступила в так называемую стадию «взрывного роста», которая будет продолжаться до достижения уровня насыщения порядка 300-400 автомобилей на 1000 человек. Эта стадия является составной частью процесса автомобилизации и характеризуется резким осложнением обстановки с обеспечением безопасности движения, ростом дорожно-транспортного травматизма. К этому следует добавить, что улично-дорожная сеть страны не соответствует фактической интенсивности транспортных потоков. Основные магистрали перегружены в 2-3 раза.
Рост количества транспортных средств в стране в сочетании с низким уровнем подготовки водителей и значительным числом нарушений правил дисциплины на транспорте (управление автомобилем при отсутствии прав на его вождение, управление в нетрезвом состоянии, грубые нарушения правил движения и т.п.) вызвали опасный рост дорожно-транспортных преступлений, влекущих тяжкие последствия. Меры, предпринимаемые органами ГИБДД, пока не в состоянии переломить эту тенденцию. Значительным остается количество дорожно-транспортных преступлений, когда водители скрылись с места происшествия. Далеко не все автодорожные преступления, повлекшие смерть потерпевшего, раскрываются. В определенной степени это объясняется отсутствием должного взаимодействия подразделений следствия, ГИБДД, уголовного розыска, низким уровнем научно-технического обеспечения процесса раскрытия и расследования таких происшествий.
Серьезным недостатком остается низкий уровень профессиональной подготовки сотрудников отделов внутренних дел, специализирующихся на раскрытии и расследовании данного вида преступлений; одной из причин также является отсутствие достаточного количества справочной литературы по вопросам расследования ДТП. В виду большой общественной значимости вопросы дорожного движения и расследованиям дорожно-транспортных происшествий ранее разносторонне рассматривались в научной, учебной и специальной литературе, но во многом она морально устарела в связи с принятием УК РФ 1996 г. и УПК РФ 2001 г.
У рассматриваемой проблемы имеется еще один аспект. С построением в России правового государства на первое место выходят интересы гражданина, далее общества, а затем государства. Следовательно новые принципы обеспечения безопасности дорожного движения должны отличаются от действующих, приоритет отдается интересам не государства и общества, а охране жизни, здоровья имущества граждан, защите их прав и законных интересов.
С учетом данных положений проблема расследования и предупреждения дорожно-транспортных преступлений должна рассматриваться как комплексная, требующая для своего решения усилий ряда министерств, ведомств, государственных органов, многих предприятий и учреждений.
Большой вклад в изучении проблемы расследования преступлений, связанных с дорожно-транспортными происшествиями, внесли труды видных российских ученых по уголовному праву, уголовному процессу и криминалистике Р.С. Белкина, А.Н. Васильева, А.В. Галахова, А.В. Грибкова, М.С. Гринберга, Б.Л. Зотова, В.И. Касынюка, А.И. Коробеева, В.Н. Кудрявцева, Б.А. Куринова, З.Г. Корчева и др.
Однако, несмотря на наличие многочисленных источников, высказанные положения и рекомендации значительно разрозненны, порой противоречивы и спорные. Необходимо учитывать и то обстоятельство, что многие исследования были проведены в период действия УК и УПК РСФСР. Поэтому настоящий момент борьбы с автотранспортными преступлениями требует научного анализа как нового законодательства и практики его применения, так и опубликованной монографической литературы.
Объектом дипломной работы является исследование совокупности криминалистических и уголовно-процессуальных проблем, возникающих в процессе расследования нарушения правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств.
Предметом исследования являются научные труды по вопросам о понятии и элементах криминалистической характеристики дорожно-транспортных правонарушений, анализ первоначальных следственных действий, следственные ситуации, использование специальных знаний, а также опубликованная судебная практика.
Целями дипломной работы являются комплексное и всестороннее изучение методики расследования дорожно-транспортных преступлений, анализ законодательных норм и практика их применения, разработка предложений по дальнейшему совершенствованию теоретических концепций и практических мер проведения первоначальных и последующих следственных действий.
В соответствии с поставленными целями основными исследовательскими задачами являются:
1. проследить развитие взглядов на понятия криминалистической характеристики преступления, следственной ситуации, специальных знаний;
2. на основе анализа норм действующего уголовного и уголовно-процессуального законодательства определить проблемы, возникающие при осуществлении досудебного производства по данной категории уголовных дел;
3. на основе анализа научной литературы, уголовно-процессуального законодательства и сложившейся в современных условиях практики его применения выработать научно-обоснованные рекомендации по совершенствованию законодательства, практики его применения, направленные на повышение эффективности раскрытия и расследования дорожно-транспортных преступлений.
Методологическую основу работы составляют фундаментальные труды отечественных авторов по криминологии, уголовному, уголовно-процессуальному праву, криминалистике Е.П. Ищенко, А.А. Топорков, О.Д.Ким, А.Д. Коленко, А.И.Коробеев, Н.П.Яблоков, С.Н. Пахомов, В.А. Алферов, В.А. Федоров, Б.В. Россинский, Ю.П. Кузякин, А.В. Гриненко и другие.


Список использованной литературы

Нормативно-правовые акты:
1. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 N 63-ФЗ (ред. от 29.12.2009) // Собрание законодательства РФ. 1996. N 25. Ст. 2954.
2. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18.12.2001 N 174-ФЗ (ред. от 29.12.2009) // Собрание законодательства РФ. 2001. N 52 (ч. I). Ст. 4921.
3. Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации от 14.11.2002 N 138-ФЗ (ред. от 28.06.2009, с изм. от 09.11.2009) // Собрание законодательства РФ. 2002. N 46. Ст. 4532.
4. О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации: Федеральный закон от 31.05.2001 г. № 73-ФЗ (ред. от 28.06.2009) // Собрание законодательства РФ. 2001. N 23. Ст. 2291.
5. О безопасности дорожного движения: Федеральный закон от 10.12.95 N 196-ФЗ (ред. от 25.11.2009) // Собрание законодательства РФ. 1995. N 50. Ст. 4873.
6. Об утверждении Правил учета дорожно-транспортных происшествий: Постановление Правительства РФ от 29.06.1995 N 647 (ред. от 14.02.2009) // Собрание законодательства РФ. 1995. N 28. Ст. 2681.
7. О концепции федеральной целевой программы «Повышение безопасности дорожного движения в 2006 - 2012 годах»: Распоряжение Правительства РФ от 17.10.2005 N 1707-р (ред. от 14.02.2009) // Собрание законодательства РФ. 2005. N 43. Ст. 4444.
8. Методические рекомендации по проведению независимой технической экспертизы транспортного средства при ОСАГО (N 001МР/СЭ) (утв. НИИАТ Минтранса РФ 12.10.2004, РФЦСЭ при Минюсте РФ 20.10.2004, ЭКЦ МВД РФ 18.10.2004, НПСО "ОТЭК" 20.10.2004) // КонсультантПлюс: справочные правовые системы: Законодательство. – (http://www.consultant.ru).

Судебная практика:
1. Обзор законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за первый квартал 2007 года // Бюллетень Верховного Суда РФ. 2007. N 10.
2. Обзор законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за третий квартал 2006 года // Бюллетень Верховного Суда РФ. 2007. N 6.
3. Определение Верховного Суда РФ от 18.01.2000 N 5-в99пр-380 // КонсультантПлюс: справочные правовые системы: Судебная практика. – (http://www.consultant.ru).
4. Постановление Президиума Свердловского облсуда от 20.04.2005 // Бюллетень Верховного Суда РФ. 2006. N 4.
5. Определение Верховного Суда РФ от 22.03.2006 N 44-Г06-2 // КонсультантПлюс: справочные правовые системы: Судебная практика. – (http://www.consultant.ru).
6. Определение Верховного Суда РФ от 15.04.2008 N 46-В08-2 // КонсультантПлюс: справочные правовые системы: Судебная практика. – (http://www.consultant.ru).

Научная литература:
1. Аверьянова Т. В. Криминалистика: учебник / Т. В. Аверьянова, Р. С. Белкин, Ю. Г. Корухов, Е. Р. Россинская. — М.: Норма, 2008. - 944 с.
2. Амбрацуман В.К. Причины дорожно-транспортных происшествий / В.К. Амбрацуман // Автомобильный транспорт. - 1998. - N 1. - С. 20.
3. Асташкина Е.Н. Расследование преступлений. Криминалистические комплексы: Учебно-практическое пособие / Е.Н.Асташкина, Н.А.Марочкин, А.Е.Михальчук, В.Я.Решетников. – M.: Приор-издат, 2003. - 112 с.
4. Баев О.Я. Криминалистический комментарий к процессуальному порядку производства следственных действий по УПК России / О.Я. Баев, Д.А. Солодов // КонсультантПлюс: справочные правовые системы: Комментарии законодательства // http://www.consultant.ru.
5. Баев О.Я. Производство судебной экспертизы по уголовным делам (комментарий законодательства) (постатейный) / О.Я. Баев, Б.Д. Завидов // КонсультантПлюс: справочные правовые системы: Комментарии законодательства // http://www.consultant.ru.
6. Буцевицкий В.П. К вопросу о привлечении к административной ответственности водителей, управляющих транспортным средством в состоянии опьянения / В.П. Буцевицкий // Мировой судья. - 2007. - N 1. - С. 49 – 50.
7. Волгин В.В. После ДТП / В.В. Волгин. — М.: Ось-89, 2007. 318 c.
8. Гармаев Ю.П. Теоретические основы формирования криминалистических методик расследования преступлений / Ю.П.Гармаев. - Иркутск: Изд-во ИЮИ ГП РФ, 2003. - 235 с.
9. Громов В.И. Дознание и предварительное следствие. Методика расследования преступлений. Осмотр места преступления: (Сборник научных трудов) / В.И. Громов. — М.: ЛексЭст, 2003. — 519 с.
10. Драпкин Л.Я. Криминалистика: учебник / Л. Я. Драпкин, В. Н. Карагодин. - М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2007. — 672 с.
11. Евтюков С.А. Расследование и экспертиза дорожно-транспортных происшествий / С. А. Евтюков, Я. В. Васильев. — СПб.: Изд-во ДНК, 2005. - 280 с.
12. Завгородний И.К. Организация первоначального этапа расследования дорожно-транспортных происшествий, совершаемых в условиях большого города: автореферат дис.. канд. юрид. наук / И.К. Завгородний. - Краснодар, 2007. — 23 с.
13. Информационные ресурсы Интернет: информация с официального сайта Федеральной службы государственной статистики (http://www.gks.ru/bgd/regl/b08_11/IssWWW.exe/Stg/d02/18-10.htm).
14. Информационные ресурсы Интернет: информация с официального сайта Федеральной службы государственной статистики (http://statistika.ru/transport/2007/12/11/transport_9929.html).
15. Ищенко Е.П. Криминалистика: учебник / Е.П. Ищенко, А.А. Топорков. — М.: КОНТРАКТ: ИНФРА-М, 2005. — 746 с.
16. Ким О.Д. Проблемы и пути совершенствования расследования дорожно-транспортных происшествий на основе научных знаний (На материалах следственной и экспертной практики Кыргызстана): Автореф. дис. ...доктора юрид. Наук / О.Д.Ким. — Воронеж, 1998. - 38с.
17. Ким О.Д. Проблемы и пути совершенствования расследования дорожно-транспортных происшествий на основе научных знаний (на материалах следственной и экспертной практики Кыргызстана): Дис. ... доктора юрид.наук / О.Д.Ким. - Бишкек, 1998. - 351с.
18. Коленко А.Д. Проблема расследования дорожно-транспортных преступлений (на материалах Приморского края): автореферат дис.. канд. юрид. наук / А.Д. Коленко. — Владивосток, 2004. - 22 с.
19. Комментарий к Правилам дорожного движения Российской Федерации / Под ред. С.И. Гирько // КонсультантПлюс: справочные правовые системы: Комментарии законодательства // http://www.consultant.ru.
20. Комментарий правил дорожного движения РФ и основ расследований ДТП: справочно-информационный путеводитель, образцы жалоб и заявлений, рекомендации специалистов. — М., 2004. - 256 с.
21. Коробеев А.И. Транспортные преступления. Квалификация. Ответственность. Предупреждение / А.И.Коробеев. - Владивосток, 1992. – 293 с.
22. Криминалистика: Учебник / Отв. ред. Н.П.Яблоков. - М.: Юристъ, 2007. — 781 с.
23. Криминалистика: учебник / под ред. А.Ф. Вольского, В.П. Лаврова. — М.: ЮНИТИ-ДАНА: Закон и право, 2008. - 943 с.
24. Криминалистическая методика расследования отдельных видов преступлений: Учебное пособие: В 2 ч. / Под ред. А. П. Резвана, М. В. Субботиной. - Часть I. - М: ИМЦ ГУК МВД России, 2002. – 493 с.
25. Курс криминалистики: учебник / Под ред. О.Н. Коршуновой и А.А. Степанова. — СПб: Юридический центр Пресс, 2008. – 642 с.
26. Никитас Д.А. Состояние безопасности дорожного движения в Российской Федерации (проблемы и профилактика) / Д.А. Никитас // Российский следователь. - 2005. - N 9. - С. 16 – 18.
27. Пахомов С.Н. Психология допроса потерпевших / С.Н. Пахомов // Юридическая психология. - 2008. - N 1. - С. 23.
28. Расследование дорожно-транспортных происшествий / Под общ. ред. В.А. Федо¬рова, Б.Я. Гаврилова. — М.: Издательство «Экзамен», 2003. - 464 с.
29. Расследование дорожно-транспортных происшествий: вопросы безопасности дорожного движения. Порядок возмещения материального ущерба и морального вреда / Алферов В. А., Алексеев Ю. К., Власов В. В. и др.; Под общ. ред. В. А. Алферова, В. А. Федорова. — М.: Лига Разум, 1998. — 447 с.
30. Россинский Б.В. Судебные экспертизы по делам, связанным с дорожно-транспортными происшествиями / Б.В. Россинский, Ю.П. Кузякин // Законы России: опыт, анализ, практика. - 2007. - N 11. - С. 10.
31. Руководство по расследованию преступлений: научно-практическое пособие / Отв. ред. А. В. Гриненко. — 2-е изд., пе-ресмотр, и доп. — М.: Норма, 2008. - 768 с.
32. Рыжаков А.П. Эксгумация и осмотр трупа. Комментарий к ст. 178 УПК РФ / А.П. Рыжаков // КонсультантПлюс: справочные правовые системы: Комментарии законодательства // http://www.consultant.ru.
33. Скворцов А. В суд по бездорожью / А. Скворцов // ЭЖ-Юрист. - 2007. - N 36. - С. 8.
34. Соловьев А.Б. Доказывание по Уголовно-процессуальному кодексу Российской Федерации (досудебные стадии). Научно-практическое пособие / А.Б. Соловьев – М.: Издательство «Юрлитинформ», 2003. – 285 с.
35. Суворов Ю.Б. Судебная дорожно-транспортная экспертиза / Ю.Б.Суворов. М.: Право и закон, 2003. - 109 с.
36. Трофимов С. Правовые аспекты обеспечения безопасности использования автомобильного транспорта / С. Трофимов // Юрист. -2005. - N 8. - С. 22 – 23.
37. Феоктистов А.М. Осмотр места происшествия: уголовно-процессуальные проблемы / А.М. Феоктистов // Уголовное судопроизводство. - 2007. - N 4. - С. 5 – 7.
38. Хачатрян Э.Г. Организационные и методические недостатки практики производства судебных экспертиз по делам о дорожно-транспортных происшествиях / Э.Г. Хачатрян // Российский судья. - 2008. - N 3. - С. 2 – 4.
39. Шадрин В.В. Правовой статус судебного эксперта по новому Уголовно-процессуальному кодексу и Закону о государственной судебно-экспертной деятельности / В.В. Шадрин // Адвокат. - 2002. - N 7. - С.79.
40. Шмонин А.В. Методика расследования преступлений. Учебное пособие / А.В.Шмонин. - М.: ЗАО Юстицинформ, 2006. — 464 с.
41. Юридические записки. Вып. 7: Расследование преступлений: Вопросы теории и практики / Под ред. О. Я. Баева. — Воронеж: Издательство Воронежского государственного университета, 1997. — 176 с.
42. Якимов А.Ю. Освидетельствование на состояние опьянения лица, управляющего транспортным средством (правовые и организационные вопросы) / А.Ю. Якимов // Административное право и процесс. - 2007. - N 3. - С. 38 - 49.
43. Яковлева А.Ю. Осмотр транспортного средства по делам о дорожно-транспортных преступлениях / А.Ю. Яковлева // Транспортное право. - 2008. - N 1. - С. 55 - 57.


Приложение 1: статистика дорожно-транспортных происшествий

1996 1997 2000 2002 2005 2006 2007 2008 2009
Число происшествий
На транспорте:
автомобильном, тыс. 175 167 158 184 204 209 223 229 234
Погибло, человек
В происшествиях на транспорте:
на автомобильных дорогах
и улицах - всего, тыс. 35,6 32,8 29,6 33,2 35,6 34,5 34,0 32,7 33,3
в том числе
по вине водителей
транспортных средств:
индивидуальных
владельцев 18,6 18,0 18,2 21,5 23,3 22,7 23,3 22,9 24,2
организаций 7,7 6,2 3,2 3,0 2,7 2,5 2,3 2,1 2,1
Ранено, человек
В происшествиях на транспорте:
на автомобильных дорогах
и улицах - всего, тыс. 189,9 183,9 179,4 215,7 243,9 251,4 274,9 285,4 292,2
в том числе
по вине водителей
транспортных средств:
индивидуальных
владельцев 106,5 107,1 118,8 149,0 173,1 181,6 203,4 214,4 225,5
организаций 29,7 26,2 16,5 17,4 17,8 17,4 18,1 18,2 18,3

Защитительная речь.

Уважаемый председатель, уважаемые члены Государственной аттестационной комиссии!
Вашему вниманию представлена дипломная работа на тему «Расследование дорожно-транспортных преступлений».
Актуальность темы дипломного исследования обусловлена следующими обстоятельствами: данные статистики и судебной практики показали, что в России, ежегодно совершается от 15 до 21 тыс. дорожно-транспортных происшествий, погибают и получают ранения более 200 тыс. человек. Проблема аварийности на автотранспорте приобрела особую остроту в последнее десятилетие в связи с несоответствием существующей дорожно-транспортной инфраструктуры потребностям общества и государства в безопасном дорожном движении, недостаточной эффективностью функционирования системы обеспечения безопасности дорожного движения, крайне низкой дисциплиной участников дорожного движения. За последние 10 лет в дорожно-транспортных происшествиях погибли 312,5 тыс. человек.
Ежегодный прирост автопарка страны составляет около 13 млн ед. В настоящее время на 1000 россиян приходится немногим более 100 автомобилей и, как показывает опыт промышленно развитых стран, Россия вступила в так называемую стадию «взрывного роста», которая будет продолжаться до достижения уровня насыщения порядка 300-400 автомобилей на 1000 человек. Эта стадия является составной частью процесса автомобилизации и характеризуется резким осложнением обстановки с обеспечением безопасности движения, ростом дорожно-транспортного травматизма. К этому следует добавить, что улично-дорожная сеть страны не соответствует фактической интенсивности транспортных потоков. Основные магистрали перегружены в 2-3 раза.
Предметом исследования явились научные труды по вопросам о понятии и элементах криминалистической характеристики дорожно-транспортных правонарушений, анализ первоначальных следственных действий, следственные ситуации, использование специальных знаний, а также опубликованная судебная практика.
Целями дипломной работы явились комплексное и всестороннее изучение методики расследования дорожно-транспортных преступлений, анализ законодательных норм и практика их применения, разработка предложений по дальнейшему совершенствованию теоретических концепций и практических мер проведения первоначальных и последующих следственных действий.
В соответствии с поставленными целями основными исследовательскими задачами явились и успешно решены следующие задачи:
1. проследить развитие взглядов на понятия криминалистической характеристики преступления, следственной ситуации, специальных знаний;
2. на основе анализа норм действующего уголовного и уголовно-процессуального законодательства определить проблемы, возникающие при осуществлении досудебного производства по данной категории уголовных дел;
3. на основе анализа научной литературы, уголовно-процессуального законодательства и сложившейся в современных условиях практики его применения выработать научно-обоснованные рекомендации по совершенствованию законодательства, практики его применения, направленные на повышение эффективности раскрытия и расследования дорожно-транспортных преступлений.
В результате дипломного исследования были сделаны следующие выводы:
Повышение эффективности и качества расследования преступлений неразрывно связано с активным внедрением в деятельность правоохранительных органов достижений науки и техники. Однако современное состояние практики использования научных знаний в расследовании правонарушений отличается низким уровнем их реализации. Особенно это проявляется при расследовании таких видов правонарушений, механизм протекания которых характеризуется взаимодействием не только людей, но и различных, в том числе сложных в техническом отношении материальных объектов реальной действительности. Это находит наглядное подтверждение прежде всего в практике расследования дорожно-транспортных происшествий, которые как целостная система представляют собой сложный комплекс таких взаимодействующих, взаимозависимых и взаимообусловливающих элементов объективной действительности, как человек, дорога, транспорт и ее среда.
Обращает на себя внимание невысокое качество расследования дел рассматриваемой категории. В определенной мере это связано с отсутствием опыта и доступных следователям научно обоснованных рекомендаций по выявлению и раскрытию дорожно-транспортных правонарушений.
Эти трудности вызваны также отсутствием специализации следователей и судей в расследовании и судебном рассмотрении подобных преступлений и тем, что они, ссылаясь на отсутствие специальных знаний в области автотехники, перекладывают обязанность доказывания вины совершивших правонарушение на них самих, не проявляя при этом никакой активности в собирании и закреплении доказательств.
Кроме того отметим, что следователи прокуратуры и РОВД за-частую предлагают экспертам по делам о ДТП шаблонный перечень во-просов, весьма бедный набор документов в материалах уголовного дела; редким исключением является обстоятельное изложение существа дорожно-транспортного происшествия. Экспертам все чаще заметна низкая активность следствия, которая может быть обусловлена разными причинами, но не исключается среди них невысокая перспектива привлечения виновных лиц к уголовной ответственности.
При расследовании ДТП не реализуются полностью возможности судебных экспертиз вообще, а судебной автотехнической экспертизы - в частности, ввиду отсутствия эффективной системы информирования следственных работников о научно-технических достижениях в области судебных экспертиз, неустоявшегося в теоретическом плане представления о сущности и задачах экспертизы по делам о ДТП и, как следствие, наличие в специальной литературе противоречивых, а порой неверных методических рекомендаций практическим работникам; что порождает на практике многочисленные случаи некачественного проведения отдельных следственных действий, направленных на получение исходных данных для производства судебных экспертиз по делам о ДТП, неправильного их назначения и оценки результатов экспертных заключений.
Ведущая роль отводится именно органам дознания и следствия. Значимость судебного следствия для всего процесса уголовного судопроизводства бесспорна и очевидна. Судьба уголовного дела во многом зависит от того, как проведено судебное следствие, поскольку именно здесь формируется основа судебного приговора — итогового акта, вынесение которого является целью всего уголовного судопроизводства.
Эффективность расследования и, как следствие, показатели раскрываемости дорожно-транспортных происшествий непосредственно зависят от активности процесса расследования, что предполагает:
— своевременное получение информации о совершении ДТП;
— незамедлительный выезд следственно-оперативной группы для осмотра места происшествия;
— эффективное обеспечение работы полного состава следственно-оперативной группы на месте происшествия с использованием современных научно-технических средств и применением криминалистических методов;
— максимальное и своевременное извлечение информации из следов и предметов, обнаруженных на месте происшествия;
— незамедлительное использование и проверка информации, полученной при проведении первоначальных следственных действий и оперативно-розыскных мероприятий;
— умелое анализирование предварительно полученной информации о преступлении и сопоставление с данными региональной криминалистической характеристики данного вида, в целях выбора наиболее оптимальных направлений расследования уже на первона-чальном этапе расследования;
— качественное проведение следственных действий;
— надлежащее взаимодействие следователя с подразделениями криминальной милиции, экспертно-криминалистическими и, в необходимых случаях, со специальными подразделениями милиции.
Активность расследования, разумеется, не исчерпывается поступательностью действий следователя только на первоначальном этапе. Целенаправленная работа по уголовному делу должна осуществляться и на последующем этапе расследования. В этот период также должен проводиться комплекс следственных действий, обеспечивающих полноту и объективность этого специфического процесса познания.
К сожалению, приходится констатировать, что следователи не всегда проводят следственные действия, которые диктуются необходимостью. К их числу относятся: предъявление для опознания, следственный эксперимент, проверка и уточнение показаний на месте, экспертизы. К тому же при их проведении допускается множество процессуальных и тактических ошибок. А ведь специфика перечисленных следственных действий состоит в том, что при их проведении удается не только проверить собранные по делу доказательства, но и получить новые.
Таким образом, институт расследования дорожно-транспортных преступлений несовершенен, требует дальнейшей разработки и исследования.
Спасибо за внимание!

.

Скачать работу БЕСПЛАТНО, кликните по рекламе ниже и просмотрите сайты в течении 1 мин, после просмотра появится ссылка для скачивания

Другие новости