Курсовая по административному праву на тему: Совершенствование государственного аппарата

Готовые рефераты, курсовые, дипломные работы по праву

 

Друзья сайта


Счётчики

Яндекс цитирования

Вопросы и ответы


Онлайн Заказ

www.lavcom.ru

434-591-373

89601320000@mail.ru

Поиск готовых работ


Онлайн Заказ

www.lavcom.ru

434-591-373

89601320000@mail.ru


Реклама

Курсовая по административному праву на тему: Совершенствование государственного аппарата

 
-> Курсовая по административному праву | |

год сдачи 2009

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ 3

1. РЕФОРМИРОВАНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО АППАРАТА
ЗА РУБЕЖОМ 9
2. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО
АППАРАТА В РОССИИ 17
3. СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО
АППАРАТА В РОССИИ 25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 35
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 40

ВВЕДЕНИЕ

Проводимое Президентом и Правительством России реформирование административной системы ставит новые задачи не только перед обществом и органами исполнительной власти, но и наукой о государственном управлении, от решения которых зависит повышение благосостояния общества, международный авторитет России, доверие граждан к государству. Это требует от науки отказа от ряда устоявшихся взглядов на роль традиционных методов государственного управления, изучения, обобщения и анализа, получивших распространение в последние годы методов и средств осуществления управленческой деятельности государственными органами исполнительной власти .
Государственное управление как род деятельности органов исполнительной власти не только возможно, но и необходимо улучшать, оптимизировать, совершенствовать, что и определено в курсе на административную реформу Президентом РФ В.В. Путиным в 2003 г.
Реформы присущи каждому государству и их проведение требует громадных усилий и последовательных действий. Проводятся они и в нашей стране - удачно или не очень хорошо . Современные государственные реформы - федеральная, судебная, административная, муниципальная - нацелены на обновление многих сторон организации и деятельности государства и его институтов. За последнее десятилетие РФ стала на путь принципиального изменения государственного курса во всех сферах общественной деятельности. Создается новая нормативная правовая система и структура государственной власти.
При этом реформирование государственного аппарата в РФ выступает одним из важнейших условий обеспечения устойчивого социально-экономического развития страны, закрепления России в числе ведущих мировых держав.
Административная реформа - самая трудная в истории современной России - идет непрерывно и постепенно с 1991 г., с момента прекращения советского общественного и государственного строя и преобразования социалистической плановой экономики в рыночную. Революционный образ действий по преобразованию России предполагал коренную перестройку всего государственного механизма. Отсюда - формирование новой системы законодательной власти и проведение судебной реформы, которая продолжается и по сей день. Настала пора приступить к реорганизации государственного управления и, прежде всего, исполнительной власти .
Следует отметить, что об идеях проведения административной реформы, о конкретных мероприятиях по их реализации написано немало, особенно в периодической печати и в юридической литературе .
В посланиях Президента России В.В. Путина Федеральному Собранию РФ и его многих выступлениях неоднократно подчеркивалось, что колоссальные материальные и интеллектуальные возможности страны в значительной степени блокируются громоздким, неповоротливым, неэффективным государственным аппаратом, не приспособленным для решения стратегических задач и сохранившим привычку к административному произволу .
Из года в год глава Российского государства говорит о необходимости повышения эффективности государственного управления, называя данную проблему «задачей номер» .
Не случайно поэтому ведущим содержательным элементом начавшейся административной реформы является модернизация государственного аппарата в эффективный и компактный инструмент достижения новых целей, стоящих перед страной, четкое определение реализуемых государственных функций и их распределение между соответствующими государственными институтами, уточнение компетенционных полномочий федеральных и региональных структур исполнительной власти, совершенствование форм и методов подготовки и реализации принимаемых решений.
Укрепление институтов государственной власти, повышение эффективности их деятельности как практическая задача сегодня выводится не из тех или иных идеологических доктрин, а из объективных императивов развития и ориентируется на критерии экономической и социальной эффективности, устанавливаемые научной теорией.
Административная реформа - это многовекторный процесс. Она охватывает не только организационные структуры, механизмы координации, контроля, включая центральную администрацию, региональное и местное управление. К ней относятся изменения в конституционно-политической сфере, связанные с взаимодействием исполнительных органов власти с другими государственными институтами власти и управления, как по горизонтали, так и по вертикали. Сюда же следует отнести изменения и в функциональной сфере, связанной с оптимизацией систем и методов управления, административных процедур и процессов; совершенствование кадровой политики и государственной службы .
Цели, этапы и мероприятия реформ должны быть тщательно выверены и последовательно реализуемы. Им нужна прочная общественная поддержка. И тогда можно рассчитывать на успешные результаты. Их получение во многом зависит от использования достижений науки, и особенно юридической науки.
Действительно, научное предвидение и обоснованные рекомендации особенно востребованы в преддверии крупных государственных преобразований. Но дело не сводится к участию научных центров и ученых в подготовке отдельных правовых актов. Тут многое удается сделать. Гораздо труднее разработать правовую модель преобразований, в которой должны сочетаться и эволюционные, и качественно новые правовые инструменты, обеспечение правовой преемственности и сохранение полезного опыта и одновременно новых правовых решений. Это далеко не всегда и не сразу удается сделать, что заметно проявляется в ходе административной реформы.
Реформирование управления - это не только и не столько изменение структуры и штатов, сколько пересмотр полномочий органов исполнительной власти, совершенствование механизмов реализации этих полномочий и функций. С другой стороны, перераспределение полномочий, устранение дублирования, ликвидация излишних функций - не самоцель, а объективно необходимая составляющая административной реформы. В то же время эта сложная и ответственная задача должна решаться с учетом недопустимости «потери» важных и необходимых обществу функций.
Проводимые преобразования должны способствовать сокращению административного давления на предпринимательские структуры, наведению должного порядка в сферах, где присутствует избыточное государственное вмешательство. Эффективность деятельности государства определяется не столько широтой охвата контролируемых им сфер, сколько реальным соблюдением общественных интересов, действенностью политических и правовых механизмов в стране.
Как отмечено в Послании Президента РФ Федеральному Собранию РФ от 25 апреля 2005 г. наше чиновничество еще в значительной степени представляет собой замкнутую и подчас просто надменную касту, понимающую государственную службу как разновидность бизнеса . В Послании от 10 мая 2006 года глава Российского государства указал, что, несмотря на предпринимаемые усилия, нам до сих пор не удалось устранить одно из самых серьезных препятствий на пути нашего развития - коррупцию .
В современном мире заметны тенденции нового понимания роли государства, его функций, взаимоотношений общества и государства, его органов. В результате этого в ряде стран возникла необходимость проведения административных реформ. Их опыт показывает, что это длительная, сложная работа, требующая усилий всего общества, а также открытости власти для диалога с ним. В то же время поспешные и непродуманные решения могут привести к значительным экономическим и социальным потерям.
Общеизвестно, что для проведения масштабной реформы необходимо точно определить ее цели, объекты реформирования, этапы проведения реформы, необходимые средства. Недопустимо игнорировать и общемировые тенденции. В современном обществе они отчетливо проявляются в новом понимании роли государства, его функций, взаимоотношений общества и государства, его органов. Потребность в оптимальной системе государственной власти обусловлена как неотложными социально-экономическими проблемами, задачами повышения уровня и качества жизни населения, так и изменением роли государства, превращением его из надзирателя в партнера, действующего в интересах общества.
Для взвешенного подхода к способам достижения задач реформы российские власти обращаются и к опыту зарубежных государств. В России особенно внимательно изучается опыт Австралии, Бразилии, Великобритании, Венгрии, Германии, Канады, Китая, Нидерландов, Новой Зеландии, Польши, США, Финляндии, Франции, Чили, Южной Кореи, Японии и др .
Помимо этого, государство, действующее в сложных условиях внешнего взаимодействия с другими государствами и международными организациями, а также внутреннего взаимодействия различных составных частей общества и самого государства, оказывается перед необходимостью гибко реагировать на изменение и внешних, и внутренних условий, адекватно реагируя на получаемую информацию. В этом заключены свойственные для него «тенденции активного социально-производственного приспособления» . В этом отношении государство является открытой системой.
В настоящее время в мире происходит постепенная эволюция систем государственного управления, связанная с эволюцией общества. Наиболее важные ее тенденции охватывают все государства и существующие в них органы государственной власти. Это связано с глобализацией современного общества, при котором критерии эффективности зачастую являются определяющими не только внутри государства, но и четко обозначают его место и роль в мировом сообществе .
Цель настоящей работы: рассмотреть вопросы совершенствования государственного аппарата с учетом международного опыта.
При написании работы автор ставил перед собой следующие задачи:
- определить понятие и структуру государственного аппарата;
- изучить основные направления административных реформ в развитых странах;
- установить направленность административной реформы в РФ.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Акты официальных органов
1. Федеральный закон от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе РФ" // СЗ РФ от 2 августа 2004 г. N 31 ст. 3215
2. Федеральный закон от 27 мая 2003 г. N 58-ФЗ "О системе государственной службы РФ" // СЗ РФ от 2 июня 2003 г. N 22 ст. 2063
3. Федеральный конституционный закон от 17.12.1997 N 2-ФКЗ «О Правительстве РФ» // СЗ РФ. 1997. N 51. Ст. 5712; 2005. N 23. Ст. 2197.
4. Указ Президента РФ от 12 декабря 2005 г. N 1437 "О продлении срока реализации федеральной программы "Реформирование государственной службы РФ (2003 - 2005 годы)" на 2006 - 2007 годы" // СЗ РФ от 19 декабря 2005 г. N 51 ст. 5514;
5. Указ Президента РФ от 16 июля 2004 г. N 910 «О мерах по совершенствованию государственного управления» // СЗ РФ от 19 июля 2004 г. N 29 ст. 3019
6. Указ Президента РФ от 20 мая 2004 г. N 649 «Вопросы структуры федеральных органов исполнительной власти» // СЗ РФ от 24 мая 2004 г. N 21 ст. 2023
7. Указ Президента РФ от 9 марта 2004 г. N 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» // СЗ РФ, 2004, N 11, ст. 945
8. Указ Президента РФ от 23 июля 2003 г. N 824 «О мерах по проведению административной реформы в 2003 - 2004 годах» // СЗ РФ от 28 июля 2003 г. N 30 ст. 3046
9. Указ Президента РФ от 19 ноября 2002 г. N 1336 "О федеральной программе "Реформирование государственной службы РФ (2003 - 2005 годы)" // СЗ РФ от 25 ноября 2002 г. N 47 ст. 4664
10. Указ Президента РФ от 17 мая 2000 г. N 867 «О структуре федеральных органов исполнительной власти» // СЗ РФ, 2000, N 21, ст.2168.
11. Указ Президента РФ от 14 августа 1996 г. N 1176 «О системе федеральных органов исполнительной власти» // СЗ РФ от 19 августа 1996 г. N 34, ст. 4081.
12. Указ Президента РФ от 30 сентября 1992 г. N 1148 «О структуре центральных органов федеральной исполнительной власти» // Собрание актов Президента и Правительства РФ, 5 октября 1992 г., N 14, ст. 1091
13. Указ Президента РСФСР от 28 ноября 1991 г. N 242 «О реорганизации центральных органов государственного управления РСФСР» // Ведомости съезда народных депутатов РСФСР и Верховного совета РСФСР от 28 ноября 1991 г., N 48, ст.1696
14. Постановление Правительства РФ от 31 июля 2003 г. N 451 «О Правительственной комиссии по проведению административной реформы» // СЗ РФ от 4 августа 2003 г. N 31 ст. 3150
15. Распоряжение Правительства РФ от 25 октября 2005 г. N 1789-р // СЗ РФ от 14 ноября 2005 г. N 46 ст. 4720
16. Распоряжение Правительства РФ от 21 мая 2004 г. N 682-р // СЗ РФ от 31 мая 2004 г. N 22 ст. 2192
17. Послание Президента РФ Федеральному Собранию РФ от 10 мая 2006 г. «О важнейших общенациональных задачах» // Парламентская газета» от 11 мая 2006 г. N 70-71
18. Послание Президента РФ Федеральному Собранию РФ от 25 апреля 2005 г. «О важнейших общенациональных задачах» // «Парламентская газета» от 26 апреля 2005 г. N 76.
19. Послание Президента РФ В.В. Путина Федеральному Собранию РФ от 16 мая 2003 г.: www.kremlin.ru.
20. Послание Президента РФ В.В.Путина Федеральному Собранию РФ от 18 апреля 2002 г. «России надо быть сильной и конкурентоспособной» // «Российская газета» от 19 апреля 2002 г. N 71
21. Послание Президента РФ Федеральному Собранию от 6 марта 1997 г. «Порядок во власти - порядок в стране» (О положении в стране и основных направлениях политики РФ) // «Российская газета» от 7 марта 1997 г. N 47

Специальная литература
1. Административная реформа в России. Научно-практическое пособие / под ред. С.Е. Нарышкина, Т.Я. Хабриевой. Юридическая фирма «КОНТРАКТ», ИНФРА-М, 2006.
2. Административная реформа в России: Научно-практическое пособие / Под ред. С.Е. Нарышкина, Т.Я. Хабриевой. М., 2005. С.
3. Административная реформа: К перспективе «нового государственного управления» и «эффективного государства»: Сб. науч. трудов. Вып. 16: Административная реформа в России: Политико-правовое и управленческое измерение / Отв. ред. Н. Старилов. Воронеж: Изд-во Воронеж. гос. ун-та, 2004.
4. Административное право зарубежных стран: Учебник / Под ред. А.Н. Козырина и М.А. Штатиной. М., 2003.
5. Ведель Ж. Административное право Франции. М.: Прогресс. 1973.
6. Голландская правовая культура / Отв. ред. В.В. Бойцова и Л.В. Бойцова. М., 1998
7. Добрынин Н.М. Реформа государственного управления как необходимое условие становления нового российского федерализма // «Конституционное и муниципальное право», 2005, N 6
8. Зайцева Т.В. Предисловие к книге «Реформа государственной службы России: История попыток реформирования с 1992 по 2000 годы» (Ред. и предисл. Т.В. Зайцевой). М.: Весь мир. 2003.
9. Калганова Л.А. Об изменениях парадигмы государственного управления в условиях рыночной экономики // «История государства и права», 2006, N 12.
10. Кнорринг В.И. Основы государственного и муниципального управления. М.: Издательство «Экзамен», 2004. С. 63.
11. Коробов В.Б. Административная реформа и органы внутренних дел // Актуальные проблемы управления органами внутренних дел в условиях административной реформы. Сборник статей. М.: Академия управления МВД России, 2004. С. 15.
12. Краснов М.А., Оболонский А.В. Часть II. Глава 2. Разработка Концепций административной реформы // Реформа государственной службы России: История попыток реформирования с 1992 по 2000 годы (Ред. и предисл. Т.В. Зайцевой). М.: Весь мир. 2003.
13. Леманн П. Общее административное право. Мюнхен-Брюль. 2000.
14. Матузов Н.И., Малько А.В. Теория государства и права: Учебник. Юристъ, 2004.
15. Медушевский А. Реформа государства // Отечественные записки. 2004. N 2 (Административная реформа).
16. Нарышкин С.Е., Хабриева Т.Я. Административная реформа в России: некоторые итоги и задачи юридической науки // «Журнал российского права», 2006, N 11.
17. Ноздрачев А.Ф. Административная реформа: Российский вариант // Законодательство и экономика. 2005. N 8-9.
18. Осборн Д., Пластрик П. Управление без бюрократов. М., 2001.
19. Правила административной процедуры. Свод законов США. Титул 42, гл. 20 // Соединенные Штаты Америки. Конституция и законодательные акты. М., 1993.
20. Правительство, министерства и ведомства в зарубежных странах. М., 1994.
21. Реформа государственного управления: международный опыт / Ник Мэннинг, Нил Парисон. Пер. с англ. М., 2003.
22. Старилов Ю.А. Предисловие в Сб. науч. трудов. Вып. 16: Административная реформа в России: Политико-правовое и управленческое измерение. Воронеж: Изд-во Воронеж. гос. ун-та, 2004.
23. Теория государства и права: Учебник / Под ред. М.Н. Марченко. - М.: Издательство «Зерцало», 2004. (Классический университетский учебник).
24. Тихомиров Ю.А. Правовые аспекты административной реформы // Законодательство и экономика. 2004. N 4.
25. Феррари Э. Направления развития, управление и контроль в деятельности итальянской администрации // Государственный контроль за экономикой. М., 2000.
26. Хабриева Т.Я., Ноздрачев А.Ф., Тихомиров Ю.А. Административная реформа: решения и проблемы // «Журнал российского права», 2006, N 2.
27. Экштайн К., Шафхаузер Р., Вершинин С. Как упорядочить отношения гражданина и чиновника? М., 2000.
.

Скачать работу БЕСПЛАТНО, кликните по рекламе ниже и просмотрите сайты в течении 1 мин, после просмотра появится ссылка для скачивания

Другие новости