Антимонопольное законодательство, теория и практика применения (Правовое регулирование конкуренции в РФ) » Дипломные, курсовые работы по юриспруденции, диплом по праву на заказ, реферат, контрольная работа

Готовые рефераты, курсовые, дипломные работы по праву

 

Друзья сайта


Счётчики

Яндекс цитирования

Вопросы и ответы


Онлайн Заказ

www.lavcom.ru

434-591-373

Поиск готовых работ


Реклама


Соцсети

Антимонопольное законодательство, теория и практика применения (Правовое регулирование конкуренции в РФ)

 
-> Другие отрасли: диплом | |

год сдачи 2009

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ 3

ГЛАВА 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1.1. Основные понятия антимонопольного законодательства 8
1.2. Нормативно-правовое регулирование конкуренции 18
1.3. Монополистическая деятельность и недобросовестная конкуренция 27
ГЛАВА 2. КОНТРОЛЬ ЗА СОБЛЮДЕНИЕМ АНТИМОНОПОЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА И ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА ЕГО НАРУШЕНИЕ
2.1. Государственный контроль за соблюдением
антимонопольного законодательства 37
2.2. Предписания антимонопольного органа 51
2.3. Административная и уголовная ответственность 58
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 70
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 76


ВВЕДЕНИЕ


Актуальность темы. Основополагающим условием эффективности экономики любого государства является наличие в нем рынка, функционирующего на конкурентных началах. Под рыночной экономикой подразумеваются свобода экономической деятельности, свободное перемещение товаров, услуг, финансовых средств, рабочей силы, развитое кредитное хозяйство .
Конкуренция в экономике выполняет ряд важнейших регулирующих функций и объективно обеспечивает развитие рынка. Конкуренция является наиболее приемлемым средством регулирования основных экономических процессов, распределения материальных благ, удовлетворения интересов потребителей. Вместе с тем конкуренция не способна к саморегуляции в необходимой степени . Поэтому для обеспечения оптимального функционирования рынка требуется специальное законодательное регулирование отношений, существующих в условиях конкуренции.
В Ежегодном Послании Федеральному Собранию от 10 мая 2006 г. Президент РФ отдельно подчеркнул необходимость создания равных конкурентных условий наряду с укреплением права собственности и обеспечением экономической свободы .
Примечательно, что рынок и конкуренция - как основная его составляющая - появились еще в догосударственную эпоху, когда экономические отношения ограничивались бартерными сделками, а функции денег выполняли не государственные ассигнации, а равнозначные по стоимости вещи. Однако уже тогда люди понимали, что необходимым условием развития общественных отношений, катализатором экономического прогресса является конкуренция - состязательность ремесленников и продавцов. Борьба за рынок сбыта подталкивала их производить более лучший продукт, чем у соседа-соперника, продавать товар по более низкой цене и на более выгодных условиях, чем другие. По мере возникновения государства и позитивного права конкуренция становится законодательно оформленным принципом торговых отношений. В современном мире ее роль так велика, что многие государства закрепили принцип конкуренции на конституционно-правовом уровне. Не является исключением и Российская Федерация. Часть первая ст. 8 Конституции России гарантирует единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержку конкуренции и свободу экономической деятельности. Одновременно Конституция России не допускает экономическую деятельность, направленную на монополизацию и недобросовестную конкуренцию (часть вторая ст. 34).
Реализацию указанных конституционных положений до недавного времени обеспечивал Закон РСФСР от 22 марта 1991 г. N 948-1 «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» (с последующими изменениями и дополнениями) (далее - Закон 1991 г.).
Закон 1991 г., безусловно, сыграл положительную роль в построении и совершенствовании системы антимонопольного регулирования в России в процессе перехода к рыночным отношениям . Данный законодательный акт явился правовой базой для создания и развития системы государственных органов, призванных осуществлять государственную политику по развитию конкуренции и антимонопольному регулированию. На основании названного Закона был создан сначала Государственный комитет по антимонопольной политике и поддержке новых экономических структур, а затем и другие специальные государственные органы: Государственный комитет по поддержке и развитию малого предпринимательства, Федеральная служба по регулированию естественных монополий на транспорте, а также Федеральная служба по регулированию естественных монополий в области связи.
Практика антимонопольного регулирования в процессе реализации указанными органами своих полномочий со всей очевидностью показала настоятельную необходимость дальнейшего совершенствования государственной деятельности по защите конкуренции, в результате чего в 1998 г. существовавшие ранее антимонопольные органы были объединены в одно ведомство - Министерство РФ по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства, и ему были переданы их функции.
За полтора десятка лет действия Закона 1991 г. антимонопольными органами было пресечено большое количество разнообразных нарушений антимонопольного законодательства, постоянно велась работа по совершенствованию правового регулирования конкурентных отношений.
В то же время исследователи высказывались о необходимости концептуального переосмысления Закона 1991 г., разработке нового законопроекта с последующей отменой названного Закона .
В связи с необходимостью совершенствования правового регулирования отношений по защите конкуренции, а также уточнения правовых основ государственной политики в этой сфере, обновления правового инструментария пресечения и предупреждения монополистической деятельности на товарных рынках, а также унификации правового регулирования отношений по защите конкуренции на рынках финансовых услуг Федеральной антимонопольным органом РФ был разработан проект федерального закона «О защите конкуренции» N 186242-4 .
Законопроект широко обсуждался, в том числе бизнес-сообществом, разработчики получили немало критических замечаний и предложений, многие из которых были учтены в окончательной редакции .
26 июля 2006 г. Президент РФ подписал Закон о защите конкуренции (далее – Закон 2006 г.), который вступил в силу через 90 дней после дня его официального опубликования.
Как отмечают исследователи, в Законе 2006 г. фактически объединены два Закона: «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» и «О защите конкуренции на рынке финансовых услуг» - и внесены существенные изменения в правовое регулирование антимонопольной политики .
Степень научной разработанности темы. Проблемы защиты конкуренции беспокоят не только законодателей, но и исследователей, среди которых особо хотелось бы отметить Б.Г. Бадмаева, А.Н. Варламову, Т.Г. Даурову, Н. Елизарову, Т.М. Казенову, Г.И. Мартыненко, К.Ю. Тотьева. В последние годы вопросы, связанные с защитой от недобросовестной конкуренции, все чаще освещаются на страницах специализированных изданий. Однако, несмотря на это, защита конкуренции является одним из наименее теоретически разработанных институтов конкурентного права. Как отмечает Б.Г. Бадмаев, до сих пор в правовой литературе отсутствует четкое представление о том, к какому разряду правовых явлений принадлежит конкуренция, что часто приводит к ее неадекватному пониманию, приданию чуждых ей признаков либо весьма широкому применению термина «недобросовестная конкуренция» . Одновременно с этим следует отметить отсутствие в указанных работах единого подхода по многим вопросам функционирования рассматриваемого института. Труды указанных ученых составили теоретическую основу работы.
Объект исследования – общественные отношения, возникающие в свя-зи с защитой конкуренции в РФ.
Предмет исследования – нормы антимонопольного законодательства, практика антимонопольных органов, а работы ученых и специалистов.
Цель работы – провести комплексный анализ защиты конкуренции в РФ, выявить проблемы ее функционирования и выработать практические рекомендации.
Для достижения этой цели необходимо решение следующих задач: проанализировать основные понятия, содержащиеся в антимонопольном законодательстве; исследовать особенности правового регулирования защиты конкуренции в России; определить возможные варианты недобросовестной конкуренции и монополистической деятельности; выявить особенности государственного контроля в рассматриваемой сфере; изучить проблемы административной и уголовной ответственности за нарушение антимонопольного законодательства.
Методологическую основу исследования составили следующие мето-ды научного познания: формально-юридический, логический, исторический, социологический, сравнительно-правовой и др.
При написании работы автор использовал Конституцию РФ, федеральные законы и подзаконные акты. Помимо этого автор обращался к доступным источникам о деятельности антимонопольных органов и судебной практике.
Теоретическая значимость работы состоит в комплексном рассмотре-нии защиты конкуренции, учитывающем все ее аспекты.
Практическая значимость настоящего исследования заключается в том, что оно является попыткой представить комплексный анализ защиты конкуренции в России и сформулировать рекомендации по ее улучшению этой защиты. Результаты исследования могут быть использованы при разработке законодательных нормативов и практических мер.
Структура работы обусловлена предметом, целями и задачами исследования. Работа состоит из введения, двух глав, включающих шесть параграфов, и списка использованных источников.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Конституция РФ (принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 г. // «Российская газета» от 25 декабря 1993 г. N 237.
2. Постановление Конституционного Суда РФ от 30 июля 2001 г. N 13-П «По делу о проверке конституционности положений подпункта 7 пункта 1 статьи 7, пункта 1 статьи 77 и пункта 1 статьи 81 Федерального закона «Об исполнительном производстве» в связи с запросами Арбитражного суда Воронежской области, Арбитражного суда Саратовской области и жалобой открытого акционерного общества «Разрез «Изыхский» // СЗ РФ от 6 августа 2001 г. N 32 ст. 3412.
3. Конвенция по охране промышленной собственности (Париж, 20 марта 1883 г.) (по состоянию на 14 июля 1967 г.) // Вестник Высшего Арбит-ражного Суда РФ, 1996 г., N 2
4. Соглашение между правительствами государств - участников Договора о Таможенном союзе и Едином экономическом пространстве от 26 февраля 1999 года о совместном освоении космического пространства в мирных целях (Москва, 17 февраля 2000 г.) // Бюллетень международных договоров, 2001, N 12
5. Водный кодекс РФ от 3 июня 2006 г. N 74-ФЗ // СЗ РФ от 5 июня 2006 г. N 23 ст. 2381
6. Кодекс РФ об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. N 195-ФЗ // СЗ РФ от 7 января 2002 г. N 1 (часть I) ст. 1.
7. Часть первая Гражданского кодекса РФ от 30 ноября 1994 г. N 51-ФЗ // СЗ РФ от 5 декабря 1994 г. N 32 ст. 3301; Часть вторая Гражданского кодекса РФ от 26 января 1996 г. N 14-ФЗ // СЗ РФ от 29 января 1996 г. N 5 ст. 410
8. Федеральный закон от 13 марта 2006 г. N 38-ФЗ «О рекламе» // СЗ РФ от 20 марта 2006 г. N 12 ст. 1232
9. Федеральный закон от 17 августа 1995 года N 147-ФЗ «О естественных монополиях» // СЗ РФ, 1995, N 34, ст. 3426
10. Федеральный закон от 18 июля 1995 г. N 108-ФЗ «О рекламе» // СЗ РФ от 24 июля 1995 г., N 30, ст. 2864
11. Федеральный закон от 2 декабря 2005 г. N 147-ФЗ «О внесении изменения в статью 2 Федерального закона «О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в РФ» // СЗ РФ от 5 декабря 2005 г. N 49 ст. 5125
12. Федеральный закон от 26 июля 2006 г. N 135-ФЗ «О защите конкуренции» // СЗ РФ от 31 июля 2006 г. N 31 (часть I) ст. 3434
13. Федеральный закон от 8 августа 2001 года N 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» // СЗ РФ, 2001, N 33, ст. 3431
14. Федеральный закон от 8 декабря 2003 г. N 162-ФЗ (в ред. от 11 марта 2004 г.) «О внесении изменений и дополнений в Уголовный кодекс РФ» // Российская газета. 2003. N 252.
15. Федеральный закон от 9 октября 2002 г. N 122-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Закон РСФСР «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» // СЗ РФ от 14 октября 2002 г. N 41 ст. 3969
16. Послание Президента РФ Федеральному Собранию РФ от 10 мая 2006 г. // «Российская газета» от 11 мая 2006 г. N 97
17. Постановление Правительства РФ от 30 июня 2004 г. N 331 «Об утверждении Положения о Федеральной антимонопольной службе» // СЗ РФ от 2 августа 2004 г. N 31 ст. 3259, в «Российской газете» от 31 июля 2004 г. N 162
18. Постановление Правительства РФ от 30 июня 2004 г. N 332 «Об утверждении Положения о Федеральной службе по тарифам» (с изм. и доп. от 9 января, 29 мая, 20 ноября 2006 г.) // СЗ РФ от 19 июля 2004 г. N 29 ст. 3049
19. Приказ ГКАП РФ от 20 декабря 1996 г. N 169 «Об утверждении Порядка проведения анализа и оценки состояния конкурентной среды на товарных рынках» // «Российские вести» от 6 февраля 1997 г. N 23.
20. Приказ ГКАП РФ от 26 октября 1993 г. N 112 «О методических рекомендациях по определению границ и объемов товарных рынков» // СПС Гарант.
21. Приказ Федеральной антимонопольной службы от 15 октября 2004 г. N 140 «Об утверждении Правил рассмотрения дел о нарушениях на рынке банковских услуг антимонопольного законодательства и иных нормативных правовых актов о защите конкуренции на рынке финансовых услуг» // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти от 15 ноября 2004 г. N 46
22. Приказ Федеральной антимонопольной службы от 25 апреля 2006 г. N 108 «Об утверждении Порядка проведения анализа и оценки состояния конкурентной среды на товарном рынке» // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти от 7 августа 2006 г. N 32.
23. Закон РФ от 22 марта 1991 г. N 948-1 «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» // Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР. 1991. N 16. Ст. 499.
24. Закон Украины о защите от недобросовестной конкуренции от 7 июня 1996 г. // Ведомости Верховной Рады Украины. 1996. N 36. Ст. 164.
25. Адиссонов А. Новеллы закона о конкуренции // «ЭЖ-Юрист», 2005, N 34
26. Административное право: Учебник (издание второе, переработан-ное и дополненное) / под ред. Л.Л. Попова. Юристъ, 2005.
27. Алексеев С.В. Маркетинговое право. М.: Норма, 2002.
28. Алешин Д.А., Положихина М.А. Новые подходы к изучению товарного рынка // «ЭЖ-Юрист», 2006, N 43.
29. Арбатова Н.К., Рыжков В.А. Россия и ЕС: сближение на фоне разрыва? // Россия в глобальной политике. 2005. N 2.
30. Багандов А.И. Специфика и эффективность антимонопольного за-конодательства России // «Современное право», 2003, N 3.
31. Бадмаев Б.Г. Исторические аспекты недобросовестной конкуренции // «Финансовое право», 2005, N 8.
32. Бадмаев Б.Г. Правовое содержание недобросовестной конкуренции // «Юрист», 2004, N 1.
33. Баринов Н.А., Козлова М.Ю. Принудительная реорганизация юридических лиц по антимонопольному законодательству // «Законы России: опыт, анализ, практика», 2006, N 8.
34. Белоусова Н.И., Васильева Е.М., Лившиц В.Н. Реформирование естественных монополий в России: Законодательные аспекты // ЭКО. 2001. N 3.
35. Беляева О.А. Предпринимательское право России: Курс лекций (издание второе, переработанное и дополненное). ЗАО Юстицинформ, 2006.
36. Богданова Е.Е. Административный порядок защиты гражданских прав // «Право и экономика», 2004, N 5.
37. Валовая Т.Д. Постсоветское пространство в эпоху прагматизма // Россия в глобальной политике. 2005. N 2.
38. Варламова А.Н. Новый закон о конкуренции // «Законодательство», 2006, N 11.
39. Варламова А.Н. Правовые аспекты реформирования естественных монополий (на примере газовой промышленности и железнодорожного транспорта) // Законодательство. 2005. N 7. С. 54.
40. Ведяхин В.М., Шубина Т.Б. Защита права как правовая категория. - Правоведение, 1998, N 1.
41. Викторов И. Прокурорский надзор за исполнением антимонопольного законодательства. - Законность, 2000, N 5.
42. Гавриленко И.В. Российское антимонопольное законодательство и право Европейского Союза // «Юрист-международник», 2005, N 1.
43. Горбачева О.В. Административная ответственность за невыполне-ние требований антимонопольного органа // «Арбитражный и гражданский процесс», 2004, N 2.
44. Горбачева О.В., Кенжиханов А.С. Правонарушения в области антимонопольного законодательства // «Юрист», 2003, N 12.
45. Гражданское право. В 2 т. Том 1. Отв. ред. проф. Е.А. Суханов. М., 1998.
46. Гражданское право. Часть первая. Учебник / Под ред. А.Г. Калпина, А.И. Масляева. М., 2005.
47. Даурова Т.Г. Правовое регулирование деятельности субъектов естественных монополий // «Законодательство и экономика», 2006, N 12.
48. Даурова Т.Г. Эволюция российского антимонопольного законодательства // «Законодательство и экономика», 2004, N 1.
49. Деловые новости // «Консультант», 2007, N 3.
50. Елизарова Н. Контроль за конкуренцией // «ЭЖ-Юрист», 2006, N 43.
51. Еременко В.И. Новое российское законодательство о рекламе // «Адвокат», 2006, N 5.
52. Еременко В.И. Особенности пресечения недобросовестной конкуренции в РФ // «Адвокат», 2000, N 7.
53. Залесская М.В. Использование наименования юридического лица для получения необоснованных конкурентных преимуществ // «Право и экономика», 2001, N 2.
54. Информационное письмо Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 30 марта 1998 г. N 32 «Обзор практики разрешения споров, связанных с применением антимонопольного законодательства» // Вестник Высшего Арбитражного Суда РФ, 1998 г., N 5.
55. Казенова Т.М. Правовые вопросы развития антимонопольного регулирования в современной России // «Предпринимательское право», 2006, N 3.
56. Каминка А.И. Очерки торгового права. М., 2002.
57. Козлов Р., Чернова Л. О некоторых вопросах принудительного выделения акционерных обществ по требованию антимонопольного органа // Слияния и поглощения. 2005. N 12.
58. Комментарий к Гражданскому кодексу РФ, части первой (постатейный). Отв. ред. проф. О.Н. Садиков. М., 2005.
59. Котелкина Е.И. Ценообразование на услуги, оказываемые субъек-тами естественной монополии // Тезисы выступлений на Международной научно-практической конференции «Задачи и проблемы реализации государственной конкурентной политики в российских регионах». СПб., 2001.
60. Курс уголовного права. Том 1. Общая часть. Учение о преступлении (под ред. доктора юридических наук, профессора Н.Ф.Кузнецовой, кандидата юридических наук, доцента И.М.Тяжковой) - М.: ИКД «Зерцало-М», 2002.
61. Мамаев А.М. Конкурентное право. Практический комментарий. Владимир, 2004.
62. Мартыненко Г.И. Российское конкурентное законодательство: но-вый закон о защите конкуренции // «Право и экономика», 2007, N 1.
63. Мэттью Д., Моррисон Э., Педрик Т. Рекомендации по практическому применению конкурентной политики в РФ. М., 1995.
64. Нарушения авторских, смежных, изобретательских и патентных прав: Научно-практ. пособие. М.: Книга-сервис, 2002.
65. Паращук С.А. Предпосылки недобросовестной конкуренции // «Предпринимательское право», 2006, N 2.
66. Паршуков А.В. Ненадлежащая реклама банковских услуг как вид нарушений антимонопольного законодательства на финансовых рынках // «Банковское право», 2006, N 5.
67. Петров Д. Ненадлежащая реклама банковских услуг // ЭЖ-Юрист. 2005. N 39.
68. Пирогова В.В. Европейское законодательство против недобросовестной конкуренции: от Парижской конвенции до новой Европейской директивы // «Законодательство и экономика», 2006, N 4.
69. Погосян Т.Ю. Преступления в сфере торговли. Екатеринбург: Гу-манитарный университет, 1999.
70. Предпринимательское право РФ. Учебник / Под ред. Е.П. Губина, П.Г. Лахно. М., 2003.
71. Прус Е. «Недобросовестная конкуренция» // «ЭЖ-Юрист», 2005, N 16.
72. Рачков И. Конкуренция: новые требования закона // «Коллегия», 2003, N 5.
73. Россияне залезли в долги // Ведомости. 2005. 5 сент.
74. Следь Ю.Г. Ответственность за недобросовестную конкуренцию: уголовно-правовой аспект // «Законодательство и экономика», 2007, N 1.
75. Следь Ю.Г. Проблемы уголовно-правовой защиты от недобросовестной конкуренции // «Юрист», 2006, N 1.
76. Современный экономический словарь. Райзберг Б.А., Лозовский Л.Ш., Стародубцева Е.Б. М.: Инфра-М, 1999.
77. Сушкевич А.Г. ФАС России: реанимация правовых норм // «ЭЖ-Юрист», 2006, N 39.
78. Ткачев А.А. Комментарий к Федеральному закону «О защите конкуренции на рынке финансовых услуг». М.: Юридический Дом «Юстицинформ», 2002.
79. Тосунян Г.А., Викулин А.Ю. Постатейный комментарий к Федеральному закону «О защите конкуренции на рынке финансовых услуг». Издательство «Дело», 2001.
80. Тотьев К. Предписание антимонопольного органа // «Законность», 2000, N 12.
81. Тотьев К.Ю. Конкуренция и монополии. М., 1996.
82. Фурнье Жак. Участие государства в коммерческой деятельности. М., 2001.
83. Чеботарев М. «ФАС России: реанимация правовых норм» (интер-вью с А.Г. Сушкевичем, начальником Аналитического управления ФАС России) // «эж-ЮРИСТ», 2006, N 39. антимонопольное законодательство в рф
84. Что нового на цифрах // «Расчет», 2007, N 3.
85. Чуряев А. «Зеленый коридор» для бизнеса // «Бизнес-адвокат», 2006, N 20.
86. Шевченко О.М. Защита конкуренции на товарных и финансовых рынках // «Предпринимательское право», 2006, N 1.
.

Другие новости