Система Гегеля » Дипломные, курсовые работы по юриспруденции, диплом по праву на заказ, реферат, контрольная работа

Готовые рефераты, курсовые, дипломные работы по праву

 

Друзья сайта


Счётчики

Яндекс цитирования

Вопросы и ответы


Онлайн Заказ

www.lavcom.ru

434-591-373

Поиск готовых работ


Реклама


Соцсети

Система Гегеля

 
-> История право | |

Система Гегеля, как известно, представляет собой дальнейшее развитие Шеллинговой философии тождества. В частности, в отношении к истории мы находим у него лишь более подробное формулирование тех начал, которые были высказаны уже Шеллингом, а еще ранее Кантом. Гегель придал только воззрениям своих предшественников более законченное выражение в духе основных начал своей системы. Проблема примирения свободы и необходимости и у Гегеля является коренным вопросом философии истории. Он также изображает исторический процесс как сочетание двух противоположных начал. Разум царит в мире и служит основанием всемирной истории, которая представляет собой разумное и необходимое движение мирового духа. Но в истории ничто не совершается людьми без участия их интересов и страстей. Мировой дух пользуется ими как орудиями для своих целей и примиряет таким образом свободу сознательной воли и частных интересов с необходимостью общего движения. Своими действиями люди, сами того не зная, выполняют общий план. Конкретной средой, в которой реализуется этот план, является государство, представляющее осуществление на земле божественной идеи. Создавая общность жизни людей, подчиняя их субъективную волю законам, оно уничтожает противоречие необходимости и свободы. При таких взглядах на историю и на существо государства Гегель не мог видеть в историческом процессе естественного и непроизвольного развития. Чтобы достигнуть примирения противоположных начал, государство нуждается в установлении различных целесообразных учреждений, а это требует долгой работы разума. Для этого необходима борьба с частными интересами и страстями, суровая и продолжительная их дисциплина. Взгляд свой на исторический процесс Гегель поясняет сопоставлением областей природы и духа. Развитие, являющееся в природе спокойным исхождением из себя, в духе представляет собой тяжелую и бесконечную внутреннюю борьбу. Это не безмятежное и беструдное развитие органической жизни, а суровая работа над собой. Эти воззрения, применение которых к образованию права мы встретим впоследствии у Иеринга, обозначают нам ясно различие Гегеля от органической теории Савиньи, к которой они являются прямой антитезой. У Гегеля они были непосредственным результатом его философской идеи о развитии духа через противоречия. Отметим и точки соприкосновения сравниваемых писателей. Видя в истории проявление единого мирового духа, eines Weltgeistes, Гегель затем допускал, что в каждом данном народе он обнаруживается как особый национальный дух. В этой конкретной определенности мировой дух и служит основой для всех продуктов народной деятельности. Он налагает свою печать на религию, политические убеждения, нравственность, право, нравы, науку, искусство и технику. Каждый народный дух представляет ступень в развитии духа мирового, который в бесконечном и непреодолимом стремлении влечется к своей реализации. Эта реализация происходит через смену одного национального духа другим. Исполнив свою историческую задачу, каждый народ сходит со сцены, уступая место новому, который начинает новую историческую эпоху. Эта связь отдельных народов составляет основу всемирной истории. В этом всемирно историческом движении смерть одного народа обозначает вместе с тем зарождение новой жизни. Мировой дух, проявив себя в определенном бытии, разрушает затем эту определенность и, усвоив из нее общий элемент, переходит к новому определению. Так совершается целостное развитие всеобщего духа, по отношению к которому отдельные народные духи являются переходящими моментами. В рассуждениях Гегеля мы встречаем столь популярную в исторической школе идею о национальном духе, как источнике проявлений духовной жизни народа. Гегель считал свой курс по философии истории первый раз в 1822 1823 гг., следовательно, после того, как Савиньи сформулировал свою теорию национального происхождения права. Однако можно думать, что для смягчения эти теории, которые мы находим в позднейших сочинениях основателей исторической школы, были произведены не без воздействия философских учений. Я укажу в дальнейшем изложении, как Савиньи, вероятно, под влиянием гегельянской философии пытался определить отношение своей доктрины к идее общечеловеческого духа, развивающегося в истории. Точно так же у Пухты я отмечу понятие о всемирной истории, являющейся несомненным отражением взглядов Шеллинга и Гегеля..

Другие новости