Нравственное воспитание человека » Дипломные, курсовые работы по юриспруденции, диплом по праву на заказ, реферат, контрольная работа

Готовые рефераты, курсовые, дипломные работы по праву

 

Друзья сайта


Счётчики

Яндекс цитирования

Вопросы и ответы


Онлайн Заказ

www.lavcom.ru

434-591-373

Поиск готовых работ


Реклама


Соцсети

Нравственное воспитание человека

 
-> История право | |

Иеринг, в отличие от Гегеля, понимал основное начало своей диалектике не в качестве единого принципа, изводящего из себя все новые и новые определения под влиянием внутренней необходимости, а в смысле изменчивого продукта внешних обстоятельств, среди которых человеку приходится жить и действовать. Такой характер его телеологии обусловливался ее основной задачей: объяснить происхождение нравственности и права помимо каких-либо нативистических предположений. В этом отношении Иеринг шел так далеко, что отрицал не только прирожденность готовых понятий, но и всякие первоначальные задатки нравственности. Весь нравственный мир есть продукт истории и человеческого творчества. Историзм Иеринга в этом утверждении находит самое характерное свое выражение. Дальнейшее разъяснение его взглядов на происхождение нравственных и юридических понятий мы находим в теории общественного утилитаризма, являющейся естественным завершением его телеологии. По взгляду Иеринга, цели, ведущие к созданию нравственного мира, имеют общественный характер. Общество является той средой, в которой человек воспитывается к нравственности. Эгоист по природе, он превращается в нравственное существо только под влиянием условий общественной жизни. Общество служит источником всего нравственного: оно порождает не только нравственные нормы, но также нравственное чувство и нравственное настроение. На этом основании Иеринг называл свою теорию историко-общественной, желая первой частью данного обозначения указать на противоположность своих взглядов нативистическим, а второй отметить среду развития нравственности и права. Благоприятствующим условием для нравственного воспитания человека является связь его личных целей с чужими интересами. Совпадение целей и интересов отдельных лиц дает возможность обществу найти доступ к природному эгоизму человека и обуздать его в своих видах. Так возникает сложная система нравственных и юридических норм, налагаемых на личность средой. Все это общественные императивы, охраняющие жизненные условия существования общества. С этой точки зрения общественно полезное и нравственное одно и то же. Момент общественной пользы является здесь решающим. Нетрудно видеть, что вся эта историко-общественная теория оставляет место для серьезных сомнений. Начать с того, что полное отрицание нравственных задатков в человеке едва ли способно подвинуть нас в понимании сложной и трудной проблемы возникновения морали и права. Мысль, что нравственность выросла из ничего, на сухой почве эгоистических стремлений, является такой же крайностью, как и утверждение, будто бы человек получил от природы готовые нравственные понятия. Не говорил ли сам Иеринг, делая в этом случае уступку своим критикам, что и животным знакомы мотивы сохранения рода, несводящиеся к самосохранению? И не настаивал ли он в начале своего сочинения на несводимости к эгоизму самоотречения? С другой стороны, точка зрения общественной пользы, внося видимую простоту в нравственные вопросы, упускала, однако, из виду возможность конфликтов общего блага и требований личности конфликтов, в которых нравственное чувство наше далеко не всегда становится на сторону общества..

Другие новости