Идеалистическое направление » Дипломные, курсовые работы по юриспруденции, диплом по праву на заказ, реферат, контрольная работа

Готовые рефераты, курсовые, дипломные работы по праву

 

Друзья сайта


Счётчики

Яндекс цитирования

Вопросы и ответы


Онлайн Заказ

www.lavcom.ru

434-591-373

Поиск готовых работ


Реклама


Соцсети

Идеалистическое направление

 
-> История право | |

Сторонники идеалистического направления могли бы заметить нашему автору, что отрицание дуалистического воззрения на право не способно еще устранить нравственно-критических стремлений старой философии: можно оставаться верным строго юридическим понятиям и говорить об идеальных требованиях, имеющих значение для права в силу связи его с нравственностью. В конце концов и Меркель признает подобные требования, называя их даже традиционным термином высших критериев для оценки права. Он думает только, что критерии эти, находящиеся в пределах возможного развития данных условий, должны выводиться из рассмотрения действительности: отсюда мы заключаем, какое именно из возможных направлений развития следует поддерживать. Представление о долженствующем есть последствие нашего суждения о существующем. Медик из наблюдения здорового и больного человека выводит представление о нормальном устройстве и нормальных функциях человеческого организма. Ботаник тем же путем наблюдения приходит к установлению нормальных видов растений. Повсюду наблюдение жизни помогает нам определять идеальные формы развития, которые, смотря по значению их для наших интересов, могут явиться вместе с тем и желательными целями наших стремлений. Если при этом замешаны интересы нравственные, то возникающее таким образом требование полагает основу нравственному долженствованию. Последнее замечание Меркеля служит важной поправкой к его утверждению, будто бы о долженствующем мы судим по существующему. Желательные формы развития получают в наших глазах этический характер тогда, когда они находят опору в нашем нравственном сознании. В этической области и следует поэтому искать критерии для моральной оценки права. Примеры медика и ботаника нельзя назвать подходящими, так как суждения их не имеют никакого отношения к нравственности. При установлении требований этических ознакомление с существующими условиями необходимо лишь в целях индивидуализирования предписаний морали. Сами же эти предписания выводятся из совокупности наших нравственных представлений. Все эти соображения сами собой приводят нас к признанию идеалистического направления философии права, которое развивалось в тесной связи с этикой. Реформа этого направления должна заключаться не в полном устранении его основной проблемы, а в ограничении его преувеличенных притязаний и в восполнении его обобщений более точными юридическими выводами. В этом отношении для нас еще драгоценнее сознание Меркеля, что основные предписания права, рассматриваемые со стороны их обязательной силы, являются вместе с тем и предписаниями морали и в этом качестве составляют предмет особой дисциплины, имеющей самостоятельное положение наряду с юридической наукой. Дисциплине этой нельзя только присваивать название философии права; она представляет собой часть этики, учение о справедливом. Дело, конечно, не в названии; но едва ли можно согласиться с тем, чтобы философия права, призванная рассматривать свой предмет со всех сторон, не рассматривала его и со стороны этической. Важно во всяком случае и то, что автор признает указываемую здесь проблему, а вместе с ней и существеннейшую задачу идеалистической философии права..

Другие новости