Курсовая по гражданскому праву на тему: Образовательные учреждения: понятие, виды, порядок формирования имущества

Готовые рефераты, курсовые, дипломные работы по праву

 

Друзья сайта


Счётчики

Яндекс цитирования

Вопросы и ответы


Онлайн Заказ

www.lavcom.ru

434-591-373

Поиск готовых работ


Реклама


Соцсети

Курсовая по гражданскому праву на тему: Образовательные учреждения: понятие, виды, порядок формирования имущества

 
-> Курсовая работа по гражданскому праву | |

год сдачи 2010

СОДЕРЖАНИЕ
Введение 3
§ 1. Понятие и особенности учреждения как организационно-
правовой формы юридического лица 5
§ 2. Виды учреждений: критерии разграничения и правовые
последствия 12
§ 3. Порядок формирования имущества учреждений 16
Заключение 22
Список использованной литературы 24

Введение
Право на образование занимает одно из центральных мест в комплексе прав человека и закреплено в Конституции России. Право на образование, в современных условиях, реализуется в образовательных учреждениях.
Успешное развитие любого общества немыслимо сегодня без школы и университета.
Образовательное учреждение – это своеобразное зеркало развития общества, по настоящему развитое общество не жалеет средств на образование, понимая окупаемость этих затрат в перспективе. К сожалению, в нашей стране государство не уделяет должного внимания развитию образования, в то время как в его руках находится важнейший инструмент, с помощью которого оно может содействовать его прогрессу. Таким инструментом является право, которое в состоянии помочь решению проблем развития образовательных учреждений, которых на данный момент накопилось достаточно.
Несмотря на то, что образовательные учреждения часто обвиняют в консерватизме, образование само по себе динамично, и поэтому законодательство в сфере образования также должно обладать определённой динамикой развития, чтобы успевать приспосабливаться за изменяющимися потребностями образовательного процесса, но пока российское законодательство отстаёт от них.
Поэтому, изучение правового положения образовательных учреждений в настоящее время представляется весьма актуальным, поскольку обусловлено рядом существенных проблем, связанных с деятельностью образовательных учреждений, и взаимоотношениями этого юридического лица с собственником его имущества.
Актуальность темы настоящей курсовой работы обусловлена тем, что система образования России затрагивает каждого из нас.
Предметом курсовой работы является рассмотрение понятия и классификации такой организационно-правовой формы юридических лиц, как учреждения.
Целью данной курсовой работы является изучение правового статуса учреждений, в частности образовательных учреждений в системе субъектов гражданских правоотношений.
Достижение поставленной цели потребовало решения следующих задач:
- раскрыть сущность понятия и особенности учреждения как организационно-правовой формы юридического лица;
- рассмотреть виды учреждений, в частности, критерии разграничения учреждений и их правовые последствия;
- изучить порядок формирования имущества учреждений;
- проанализировать мнения ученых о сущности и проблемах, связанных с несовершенствованием гражданского законодательства.
Методологической основой исследования послужили такие методы исследования, как: специально-юридический, сравнительно-правовой, исторический и другие приемы обобщения научного материала и практического опыта.
Теоретическую основу курсовой работы составляют труды следующих ученых – юристов: Алексеева С.С., Васильева А.С., Залесского В.В., Кирилловых А.А., Садикова О.Н., Суханова Е.А. и других.
Структура курсовой работы обусловлена предметом, целью и задачами исследованиями. Работа состоит из введения, трех параграфов и заключения.

Заключение
В результате проведенного исследования нами были сделаны следующие выводы:
1) Образовательное учреждение, являясь юридическим лицом, обладает определённым законом объёмом правосубъектности и, следовательно, может как с согласия собственника (собственников) его учредивших, так и самостоятельно от своего имени выступать в гражданском обороте.
2) Учреждение, являясь некоммерческой организацией, существенным образом отличается от иных видов некоммерческих юридических лиц. Главным и принципиальным отличием является отсутствие у учреждения права собственности на принадлежащее ему имущество. Имущество находится у учреждения на ограниченном вещном праве - праве оперативного управления. При этом собственником имущества учреждения могут быть как публично-правовые образования, так и частные лица.
3) Представляется, что в Гражданском кодексе РФ следовало бы предусмотреть нормы как о минимальном размере уставного капитала, так и о минимальном объеме финансирования собственником, при нарушении которых учреждение должно быть ликвидировано либо преобразовано, например, в фонд либо автономную некоммерческую организацию, поскольку специальная правоспособность названных юридических лиц (за исключением управленческих функций) совпадает со специальной правоспособностью учреждения.
4) В ходе проведенной работы и анализа законодательства возникают следующие вопросы: какими именно денежными средствами (выделенными собственником по смете или заработанными самим учреждением от приносящей доходы деятельности) и по каким обязательствам (возникающим из основной деятельности или из приносящей доходы деятельности) учреждение отвечает самостоятельно, а также возможно ли обратить взыскание на имущество учреждения, приобретенное им на средства от приносящей доходы деятельности? Ввиду сравнительно малого объема законодательного регулирования ответственности учреждений в науке гражданского права наметилось несколько подходов, предлагающих различные толкования существующих норм.
Судебно-арбитражная практика не дает однозначного ответа на рассматриваемые вопросы. В информационном письме Президиума ВАС РФ от 14.07.99 N 45 "Об обращении взыскания на имущество учреждения" подчеркивается, что учреждение отвечает по своим обязательствам только денежными средствами, находящимися в его распоряжении, при этом не раскрываются вопросы, о каких именно денежных средствах - выделенных собственником или приобретенных учреждением от приносящей доходы деятельности - идет речь, а также возможно ли обратить взыскание на имущество, которое учреждение получает от приносящей доходы деятельности.

Список использованной литературы:

Нормативный материал:
1. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть I) // Российская газета – 1994. – 8 декабря. - № 238-239.
2. Об образовании: Закон Российской Федерации от 10 июля 1992 года № 3266-1 // Российская газета. – 1992. – 31 июля - № 172.
3. О некоммерческих организациях: Федеральный закон Российской Федерации от 12 января 1996 года № 7-ФЗ // СЗ РФ. – 1996. – 15 января. - № 3. - Ст. 145.
4. О некоторых вопросах практики рассмотрения арбитражными судами споров с участием государственных и муниципальных учреждений, связанных с применением статьи 120 Гражданского кодекса Российской Федерации: Постановление Пленума // Вестник ВАС РФ. – 2006. – август. - № 8.
Специальная литература:
1. Абова Т.Е., Кабалкин А.Ю. Комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации: в 3 томах. Комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации к части первой (постатейный) (том 1) // Т.Е. Абова. – М.: Юрайт-Издат, 2007. – 516 с.
2. Алексеев А.А., Васильев А.С. Комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации (учебно-практический). Части первая, вторая, третья, четвертая (постатейный) // А.А. Алексеев. – М.: ПРОСПЕКТ, 2009. – 456 с.
3. Залесский В.В. Новое юридическое лицо (автономное учреждение) / В.В. Залесский // Журнал российского права – 2008. - № 4. – С. 10.
4. Кириллин А.В. Комментарий к Закону Российской Федерации от 10 июля 1992 года № 3266-1 об образовании (постатейный) // А.В. Кириллин. – М.: Деловой двор, 2008. – 125 с.
5. Кирилловых А.А. Автономное учреждение как форма юридического лица в социальной сфере / А.А. Кирилловых // Адвокат – 2009. - № 4. – С. 18.
6. Кирилловых А.А. Образовательное учреждение: вопросы правоспособности в судебной практике / А.А. Кирилловых // Право и экономика – 2009. - № 12. – С. 31.
7. Лескова Ю.Г. Некоторые особенности гражданско-правовой ответственности учреждений как юридических лиц / Ю.Г. Лескова // Юрист – 2008. - № 9. – С. 21.
8. Лескова Ю.Г. Некоторые проблемы определения положения учреждений в системе юридических лиц / Ю.Г. Лескова // Юрист – 2009. - № 11. – С. 23.
9. Мозолин В.П., Масляев А.М. Гражданское право: Учебник (часть 1) // В.П. Мозолин. – М.: Юрист, 2007. – 318 с.
10. Садиков О.Н. Гражданское право: Учебник (том 1) // О.Н. Садиков. – М.: КОНТРАКТ, 2008. – 651 с.
11. Суханов Е.А. Гражданское право: в 4 томах. Общая часть: Учебник (том 1) // Е.А. Суханов. – М.: Волтерс Клувер, 2008. – 482 с.
12. Сытинская М.В., Шкатулла В.И. Комментарий к Закону Российской Федерации от 10 июля 1992 года № 3266-1 об образовании (постатейный) // М.В. Сытинская. – М.: Юстицинформ, 2009. – 108 с.
13. Уруков В.Н. Правовое регулирование предпринимательской деятельности государственных образовательных учреждений / В.Н. Уруков // Право и экономика – 2008. - № 8. – С. 16.
.

Другие новости