Отношение Гуго к естественному праву » Дипломные, курсовые работы по юриспруденции, диплом по праву на заказ, реферат, контрольная работа

Готовые рефераты, курсовые, дипломные работы по праву

 

Друзья сайта


Счётчики

Яндекс цитирования

Вопросы и ответы


Онлайн Заказ

www.lavcom.ru

434-591-373

Поиск готовых работ


Лучшие работы


Соцсети

Отношение Гуго к естественному праву

 
-> История право | |

Признав нормальным способом образования права его непроизвольное развитие, Гуго естественно пришел к отрицанию критических тенденций и реформаторских стремлений, имеющих целью обновление существующего. В этом отрицании он был утвержден своим взглядом на существо права. Он понимает право не как осуществление идеи справедливости, а исключительно как средство устранения беспорядка. Он ценит в юридической норме не ее содержание, а ее определенность и твердость, благодаря которым члены общества знают, что позволено и что запрещено. Нормы права, думает он, почти всегда хороши в том виде, как они существуют; все законы вообще бывают вредны или полезны только в зависимости от того, как их используют. Подобный взгляд на право, в сущности, отрицает необходимость взаимодействия его с нравственностью. Право понимается здесь не как явление нравственного мира, а исключительно как опора внешнего порядка. С этой точки зрения возможно было примирение со всяким содержанием юридических норм, лишь бы только он отличался определенностью. Этот взгляд Гуго и развил в своей Философии положительного права. Рассмотрим существенные черты этого сочинения. Гуго определяет философию положительного права как разумное, основанное на понятиях познание о том, что может быть правомерно. Отсюда можно было бы заключить, что он допускает известные требования разума, с точки зрения которых положительное право может подвергаться критике. И действительно, мы находим у него признание высшего идеала права в виде правового общения всех народов и всех лиц в пределах каждого народа, что должно привести к прекращению разногласий и к водворению всеобщего мира. С другой стороны, Гуго указывает и недостатки положительных установлений. Однако он находит легкое средство оправдать не соответствующую идеалу действительность, а вместе с тем и устранить, в сущности, критическое отношение к положительному праву. Несовершенство существующего строя, говорит он, оправдывается уже тем, что люди к нему привыкли. Ни один человек и ни один народ не могут надеяться на то, чтобы принудить других, против их воли, к всеобщему юридическому состоянию; привычка принадлежит к числу вернейших опор справедливости. Этим путем Гуго находит возможным оправдывать самые разнообразные институты, в том числе и рабство, нападки на которое он считает лишь модой своего времени. Если рабство утверждено положительным правом, то оно лучше, чем свобода. Хотя он и называет все эти несовершенные институты только временно правомерными, по сравнению с идеальным состоянием, но санкция временной правомерности оказывается совершенно достаточной, чтобы отразить все нападки на существующие учреждения. Что же касается конечного идеала, выставленного первоначально, то в книге Гуго он является лишь внешним придатком, не оказывающим на ход его рассуждений серьезного влияния. Но если все оправдывается одним фактом своего существования, то не правы ли были критики Гуго, приписывающие ему философию Вольтеровского Панглосса: tout est bien puisque tout est. Какой смысл имеет, с этой точки зрения, основной вопрос философии права, сформулированный самим Гуго, как вопрос о правомерности юридических учреждений, если все существующее оказывается правомерным? Гуго предчувствует возможность подобных замечаний и спешит предупредить их разъяснением значения своих рассуждений. Самым существенным доказательством их пользы оказывается то, что, разбирая и достоинства, и недостатки существующих установлений, мы приучаемся не видеть в них более того, что они в себе заключают. Подобное соображение имеет смысл только как противовес стремлению вольфианцев выдавать существующее за идеальное и единственно возможное..

Другие новости