Курсовая по праву

Готовые рефераты, курсовые, дипломные работы по праву

 

Друзья сайта


Счётчики

Яндекс цитирования

Вопросы и ответы


Онлайн Заказ

www.lavcom.ru

434-591-373

Поиск готовых работ


Реклама


Соцсети

Собственность и налогообложение

 
-> Статьи | |

Собственность и налогообложение
Согласно действующему налоговому законодательству налог - это форма отчуждения денежных средств, которые принадлежат налогоплательщику на праве собственности, праве хозяйственного ведения или оперативного управления. Это означает, что в качестве налогоплательщика могут выступать также государственные хозяйствующие субъекты, в том числе унитарные предприятия, в которых процесс уплаты налога не сопровождается сменой формы собственности.
Отметим, что некоторые авторы публикаций считают, что налоги - это те обязательные платежи, которые характеризуются сменой формы собственности(1). Другие высказывают мнение, что фактор смены собственности не является характерным признаком налога. Налоги - это совокупность финансовых отношений, используемых государством в качестве одного из способов перераспределения доходов(2). Из этого следует, что по данному вопросу высказываются различные точки зрения. Первоначально в правовых исследованиях особых различий между обязательными платежами по виду их плательщика (государственная или негосударственная организация или граждане) не проводилось. Во всех случаях эти платежи независимо от их плательщиков именовались налогами(3).
В дальнейшем платежи государственных предприятий стали относить к обязательным платежам в бюджет. К этим платежам относили налоги государственных предприятий, например, налог с оборота, налог от демонстрации кинофильмов и др. Обосновывалось это тем, что "налогами они в экономическом смысле не являются, поскольку их уплата не влечет изменения формы собственности на денежные средства". Эти средства продолжают оставаться народным достоянием.

Сущность налога на собственность

Однако общеизвестно, что "налоги характеризуются прежде всего тем, что при их уплате происходит смена формы собственности на передаваемые в бюджет средства"(4). В этом случае государство выступает в качестве властвующего субъекта и обращает в свою собственность определенную часть доходов граждан и организаций. Эта точка зрения является основой теории налогообложения.
Обосновывая эту точку зрения, С.Д. Цыпкин писал, что налоги - форма вторичного распределения национального дохода. Они связаны с наличием различных форм собственности. Уплата налогов всегда означает переход части средств из собственности отдельных плательщиков в собственность государства. Платежи же государственных предприятий (в том числе налог с оборота), как правило, совершаются в рамках государственной собственности. Поэтому между социалистическим государством и принадлежащими ему предприятиями налоговых отношений в экономическом смысле быть не может(5).
В указанный период характерной особенностью налога как правовой категории являлся переход собственности к государству, смена форм собственности. В основе советского законодательства лежала концепция А.В. Бенедиктова: "собственность - это состояние присвоенности вещей (как средств производства, так и продуктов потребления)"(6). Такой подход позволял создать различные налоговые режимы в зависимости от формы собственности плательщика. В настоящее время все формы собственности равнозначны, т.е. обладают одинаковыми правовыми и экономическими основами функционирования.
В дальнейшем созданная теоретическая модель налогообложения позволила доходы государственного бюджета разделить на налоговые и неналоговые. В связи с этим было дано следующее определение понятию "налог": "Налог, являясь обязательным и индивидуально безвозмездным платежом в бюджет, предполагает отчуждение собственности и переход части доходов какого-либо собственника в собственность государства. Доходы государственного хозяйства по своей природе в связи с этим не могут выступать в качестве налоговых, независимо от формы платежей в бюджет и методов их возмещения"(7).
Иными словами, при налоговых платежах государство (как властвующий субъект) взимает часть чужой собственности в государственный бюджет или иные бюджеты и фонды. В случае обязательных платежей, субъектами которых выступают государственные предприятия, государство (как собственник) распоряжается своей собственностью.
Налоговая реформа
Налоговая реформа, осуществляемая в соответствии с ФЗ "Об основах налоговой службы в РФ" (ст. 2) не предусмотрела указанного разделения платежей, поэтому все они являются налогами вне зависимости от того, кто является плательщиком - государственный или негосударственный субъект. Однако нормы ст. 8 НК РФ дают следующее определение понятию "налог": "Под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств, в целях финансового обеспечения деятельности государства и/или муниципальных образований".
Как видим, основной признак налога - обязательный платеж, который и определяет природу всей совокупности налогов и сборов. Основанием для взимания части собственности у ее владельца является его публично-правовая обязанность платить законно установленные налоги. Плательщик налогов не имеет права распоряжаться по своему усмотрению той частью своего имущества, которую он обязан регулярно перечислять в бюджет в денежной форме в пользу государства(8). Такая обязанность налогоплательщика включает основную составляющую - публичный интерес всего общества. Публичный характер налогового платежа и фискальный суверенитет государства обусловливают законодательную форму отчуждения собственности физических и юридических лиц на началах обязательности, индивидуальной безвозмездности, безвозвратности, обеспеченности государственным принуждением, не носящую характер наказания или контрибуции, с целью обеспечения платежеспособности субъектов публичной власти

Смысл и значение налога

Налог, по мнению многих ученых, - многогранная категория, поэтому в пределах единого понятия можно выделить множество его значений. Рассмотрим, с чем это связано.
Во-первых, налог - это основной элемент общественного бытия. История существования древних государств указывает, что в то время были примитивные механизмы участия граждан в реализации общих задач по защите от внешней опасности. Эти механизмы были основаны на снятии повинностей в форме безвозмездного оказания услуг населением государству. Налоговые формы того времени были варварскими: военные трофеи, использование труда рабов, жертвоприношения, субсидии, выплата и т.д. Несмотря на это философы Древнего мира, определяя понятие "налог", писали: "налог - это общественно необходимое и полезное явление". Развитие общества предопределяло изменение налоговых форм. Уже в Древней Греции и Древнем Риме наряду с принудительным взиманием были прямые и косвенные сборы с граждан, связанные с чрезвычайными обстоятельствами. В этот период при сборе налогов царил произвол. Иное и не могло быть при господствовавшей тогда системе администрирования. "Небесной добродетели требуется, - писал Цицерон, - согласовать выгоды откупщиков и жителей, чтобы не принести одних в жертву другим, сделать так, чтобы и овцы были целы и волки сыты"
Развитие налоговых форм постепенно приближало их к современному содержанию, неизменной оставалась природа налога: общественно необходимая его значимость и полезность. С этих позиций философский смысл понятия "налог" заключался в следующем: "налог (должен) опосредовать процесс обобществления необходимой для общества части индивидуальных доходов (богатств)"
Во-вторых, налог включает, по крайней мере, три вида общественных отношений.
Первый вид - это экономические отношения, т.е. материальные отношения, стержнем которых являются отношения собственности.
Характерной особенностью налога как правовой категории при рассмотрении его через призму налогово-бюджетных отношений как отношений в сфере публичной собственности, которая формируется из обязательных платежей, т.е. из части имущества налогоплательщика, считается переход собственности государству, смена форм собственности. В этом случае, по мнению Н.П. Кучерявенко, налог должен определяться с позиций предмета финансового права: "главное в налоге - поступление средств государству для удовлетворения общественных задач, насыщенности бюджета. Изменение форм собственности в налоге - это как бы "цивилистический оттенок данной категории"(12).
Второй вид отношений - это управленческие отношения, которые связаны с реализацией экономических отношений. В этом случае собственность рассматривается как движение, социальный процесс. Изучая собственность, К. Маркс включал в нее не только принадлежность средств производства, но и присвоение результатов деятельности. Игнорирование последнего в конечном счете может привести в отчуждению собственности от конкретного работника, к анонимности собственности (это явление имело место при социалистической собственности).
Из сказанного следует, что признак смены формы собственности не является решающим при отграничении налогов от других обязательных платежей. Основными признаками в определении понятия "налог" (налоги - это обязательные платежи, которые устанавливаются для физических и юридических лиц), предусмотренном в действующем российском законодательстве, являются следующие:
- налоги уплачиваются в бюджет или внебюджетные фонды;
- налоги устанавливаются актами налогового законодательства;
- налоги являются обязательными для налогоплательщика;
- налоги являются безэквивалентными;
- налоги являются безвозмездными.

Законодательное определение налога

Но законодательное определение налога опять-таки небесспорно. Например, С.Г. Пепеляев высказал мнение, что форма отчуждения собственности является обязательным признаком категории "налог". Автор, в частности, указывает, что налог является "формой отчуждения собственности физических и юридических лиц". Свою точку зрения он объясняет следующим: определение категории "налог" связано с тем, что плательщиком налога является собственник, путем уплаты налога частная собственность служит интересам общества.
Касаясь указанных признаков, С.Д. Шаталов подчеркнул, что они достаточно сложны и понимать их нужно в узком смысле слова, т.е. не должно быть прямой эквивалентности или возмездности(14). Кроме того, данный автор считает, что законодательная дефиниция налога противоречит нормам Конституции РФ. Имеется в виду определение налога через форму отчуждения собственности. В соответствии с п. 3 ст. 35 Конституции РФ "никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда", а "принудительное отчуждение имущества для государственных нужд может быть произведено только при условии предварительного и равноценного возмещения". Налицо противоречие квалификационному признаку налога в его определении - индивидуальной безвозмездности. Нам представляется, что определение налога таким образом - это основание для судебных процедур взыскания налогов. Об этом свидетельствуют суммы неуплаченных налогов и количество судебных разбирательств.

Налог как инструмент

В условиях рыночной экономики государственная собственность на налоговые доходы не должна выступать инструментом эксплуатации человека человеком. Она должна служить интересам общества в целом. Важнейшей задачей государства является перераспределение дохода, собственности и иных вещей с помощью налоговой системы. По этому поводу С.Д. Цыпкин отметил: налоги - это особый финансовый институт, они выражают совокупность налоговых отношений, используемых государством.
Третий вид общественных отношений в налоговой сфере -правовые отношения, которые регулируют как экономические (материальные), так и управленческие (процессуальные) отношения. Между указанными видами отношений (экономическими, управленческими и правовыми) существует гармоничная связь, которая позволяет нам исследовать все аспекты в налоговой сфере, в том числе и противоречивого характера.
Нам представляется, что сущность налога следует рассматривать с правовой точки зрения. Следует поддержать определение понятия "налог", данное Н.И. Химичевой, указывающее, что налоги (в правовом аспекте) - это обязательные индивидуально безвозмездные платежи физических и юридических лиц, установленные представительными (законодательными) органами государственной власти или местного самоуправления для отчисления в государственную или муниципальную казну с определением их размеров и сроков уплаты.
По нашему мнению, в этом определении следует добавить следующее: "с целью расширенного воспроизводства средств предпринимательской деятельности".
Указанное определение имеет конституционную основу. Статья 57 Конституции РФ закрепляет обязанность каждого платить законно установленные налоги и сборы.

Управленческие правоотношения и налог

Управленческие отношения возникают на основе материальной налогово-правовой нормы, которая по своей сути - результат действия правовой нормы, форма ее реализации(16). Существенный признак управленческого правоотношения - его волевой характер, что вытекает из взаимоотношений налогоплательщика с государством. Это обстоятельство весьма справедливо. Принудительный и обязательный характер налога обусловливает и принудительный характер его взимания, в том числе и принудительный характер взыскания недоимки. При этом принудительное взыскание недоимки должно осуществляться во внесудебном одностороннем и бесспорном порядке в силу решения налогового органа. Принудительный порядок взыскания недоимки осуществляется и в судебном порядке, как это имеет место в развитых капиталистических странах.
М.В. Карасевой отмечается, что при определении понятия "налог" акцент ставится на процессуальной, так сказать, характеристике этого понятия. Одной из существенных черт налога является то, что он всегда представляет собой часть собственности налогоплательщика, которая как таковая должна передаваться на законном основании субъектом публичной власти при наступлении определенных сроков.
В связи с этим следует отметить, что часть собственности налогоплательщика становится налоговым платежом лишь после прохождения определенных законом этапов налогообложения. Только в этом случае право собственности переходит государству. До момента использования налоговых норм по поводу определения налогооблагаемой базы и исчисления налога, процесса уплаты налога и/или прохождения процедур установления величины, сокрытой от налогообложения, рассматриваемая нами часть собственности, в том числе и неуплаченный налог, - это собственность плательщика налога. Данное положение закреплено нормами ст. 136 ГК РФ, которые устанавливают, что доходы, полученные в результате использования имущества (продукция, объем продаж, прибыль и т.д.), принадлежат лицу, которое пользуется этим имуществом на основании действующего законодательства.
Из этого следует, что налоговые отношения, которые опосредуют движение денежной суммы от плательщика налога к государству с изменением формы собственности с частной на государственную, являются обязательственными. Иными словами, право государства на часть собственности налогоплательщика основано не на вещном праве, а на полномочии государства, которое вытекает из налогового обязательства плательщика, носящего публично-правовой характер.

Процесс уплаты налогов

Процесс уплаты налогов включает следующие моменты:
- уплату налога - налоговое обязательство его плательщика;
- уплату налога - правомочие распоряжения плательщиком той частью денежных средств, которые обусловлены необходимостью исполнения налогового обязательства;
- уплату налога, не связанную с изменением правомочий плательщика по владению, пользованию и распоряжению имуществом, которое находится в его собственности.
Анализируя представленную информацию, можно сделать следующие выводы. Налог - это практическая форма движения денежных средств от субъектов предпринимательского права и граждан в государственную казну, т.е. налог отражает экономическое содержание государства. Такое понимание содержания понятия "налог" носит односторонний характер. Поверхностное определение понятия "налог" воспринимается как принудительное изъятие государством средств у их создателей, как практическая форма существования налоговых отношений, закрепленных в законодательном порядке. Определение понятия "налог" аналогичного содержания впервые было установлено Д. Рикардо: налог - это доля продуктов и труда страны, поступающая в распоряжение правительства.

Налоговое право

Правовые категории, такие, как "налог", включают субъективное и объективное начало. Форма - это лишь субъективная основа налога: определенные способы (приема средств) в налоговой сфере - выражение государственной воли общества. Форма - это вид существования и функционирования налогового права в реальной жизни. С помощью формы налоговое право получает как бы путевку в жизнь, приобретает юридическую силу(20). Характерной чертой формы "существования" налогового права на данном этапе развития общества является юридическое неравенство субъектов налогового права. Юридическое неравенство налогово-правового регулирования основано на неэквивалентной природе налоговых отношений. Нормы налогового права содержат такую структуру прав и обязанностей субъектов налогового права, в которой одни субъекты имеют властные полномочия по отношению к другим.
Важной особенностью этих полномочий является наличие возможности государственного принуждения как гарантии реализации, охраны налоговоправовых норм от различного рода нарушений.
Объективная основа налога - это его внутренние потенциальные возможности, которые обусловлены базисными критериями. Главной базисной характеристикой налога как объективной экономической категории выступает создание возможности вовлечения финансовых средств для расширенного воспроизводства на качественно новой технологической основе. Процесс расширенного воспроизводства включает такие этапы, как распределение и перераспределение созданной стоимости.Сам процесс таким образом обусловливает возникновение налоговых отношений. Роль государства - использовать данную объективную экономическую категорию для создания практических форм законодательно властного характера. Такие формы призваны обеспечивать или сдерживать темпы экономического роста, т.е. изменять степень инвестиционной активности субъектов предпринимательской деятельности.

Объективная система налогообложения

Практика налогообложения в настоящее время показывает, что при принудительном взимании денежных средств наблюдается постепенное отвлечение тех финансовых ресурсов, которые необходимы субъектам предпринимательского права для расширенного воспроизводства. Интересы предпринимателей остаются неучтенными, создаются предпосылки неэкономического, директивного управления налогообложением, развитием производительных сил и экономики в целом.
Налог как объективная экономическая категория - это базисное понятие, в определении которого следует учитывать его объективные и субъективные начала; при этом основополагающими должны быть экономические категории, создающие необходимые условия экономического роста. Формы - субъективные категории, посредством которых осуществляется управление общественными процессами.
Создание системы налогообложения с использованием внутренних потенциальных возможностей налога - весьма трудоемкое занятие. Оно в значительной мере зависит от степени демократизации общества и правового воспитания его членов. Оптимальное управление системой налогообложения призвано обеспечить налоговыми доходами государственную казну и соблюдать экономические интересы собственников, предоставляя им возможность осуществления расширенного воспроизводства.

***

1 Советское финансовое право: Учебник / Отв. ред. А.В. Гурвич. - М., 1952. - С. 113-115; Советское финансовое право: Учебник / Отв. ред. Л.К. Воронова, Н.И. Химичева. - М., 1987. - С. 246-247; и др.
2 Венедиктов А. В. Государственная социалистическая собственность. - М.-Л., 1948. - С. 29-42; Советское финансовое право: Учебник / Отв. ред. В.В. Бесчеремных, С.Д. Цыпкин. - М., 1982. - С. 173..
3 Ровинский Н.Н., Чистов И.А., Лавров В.В. и др. Финансовое право: Учебник для вузов. - М., 1946. - С. 64; Гуревич М.А. Советское финансовое право. - М., 1952. - С. 169-170.
4 Советское финансовое право / Под ред. Е.А. Ровинского. - М., 1978. - С. 136.
5 Цыпкин С.Д. Доходы государственного бюджета СССР. - М., 1973. - С. 47; Советское финансовое право / Отв. ред. В.В. Бесчеремных, С.Д. Цыпкин... С. 183.
6 Венедиктов А.В. Указ. соч. С. 29-42.
7 Советское финансовое право / Отв. ред. Л.К. Воронова, Н.И. Химичева... С. 221-222.
8 Постановление Конституционного Суда РФ от 17 декабря 1996 г. по делу о проверке конституционности п. 2, 3 ч. 1 ст. 11 Закона РФ "О федеральных органах налоговой полиции" от 24 июня 1993 г.
9 Налоговое право / Под ред. С.Г. Пепеляева. - М., 1999. - С. 31.
10 Цит. по: Янжул И.И. Основные начала финансовой науки: Учение о государственных доходах. - М., 1998. - С. 104-168.
11 Кучерявенко Н.П. Налоговое право: Учебник. - Харьков, 1997. - С. 8-13; Налоги: Учебное пособие / Под ред. Д.Г. Черника. - М., 1997. - С. 3-38.
12 Кучерявенко Н.П. Теоретические проблемы правового регулирования налогов и сборов в Украине. - Харьков, 1997. - С. 43-44.
13 Основы налогового права / Под ред. С.Г. Пепеляева. - М., 1995. - С. 24.
14 Налоговый кодекс РФ. Общая часть. Проект. Комментарий С.Д. Шаталова. - М., 1996. - С. 319.
15 Химичева Н.И. Налоговое право. - М., 1997. - С. 5.
16 Халфина P.O. Общее учение о правоотношении. - М., 1974. - С. 55; Она же. Право как средство социального управления. - М., 1988. - С. 94-95.
17 Козырин А.Н. Налоговое право зарубежных стран: вопросы теории и практики. - М., 1993. - С. 18-20; Кучерявенко Н.П. Указ. соч. С. 38-52.
18 Карасева М.В. Финансовое правоотношение. - Воронеж, 1997. - С. 148.
19 Рикардо Д. Начало политической экономии и податного обложения. - М., 1935.
20 Байтин М.И. Сущность права (современное нормативное понимание на грани двух веков). - Саратов: СГАП, 2001. - С. 63-67.
21 Теория государства и права: Курс лекций / Под ред. Н.И. Матузова и А.В. Малько. - М., 2001. - С. 374-377; Кучеров И.Н. Налоговое право России: Курс лекций. - М., 2001. - С. 26-33.
22 Байтин М.И. Указ. соч. С. 142-144.
.

Другие новости