Дипломная (диплом) по муниципальному праву на тему: Формы участия граждан в местном самоуправлении

Готовые рефераты, курсовые, дипломные работы по праву

 

Друзья сайта


Счётчики

Яндекс цитирования

Вопросы и ответы


Онлайн Заказ

www.lavcom.ru

434-591-373

89601320000@mail.ru

Поиск готовых работ


Онлайн Заказ

www.lavcom.ru

434-591-373

89601320000@mail.ru


Реклама

Дипломная (диплом) по муниципальному праву на тему: Формы участия граждан в местном самоуправлении

 
-> Диплом по муниципальному праву | |

год сдачи 2008

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ 3

ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ И ВИДЫ УЧАСТИЯ ГРАЖДАН В МЕСТНОМ САМОУПРАВЛЕНИИ
1.1. Право на участие граждан в местном самоуправлении 7
1.2. Способы участия граждан в местном самоуправлении 14

ГЛАВА 2. ФОРМЫ НЕПОСРЕДСТВЕННОГО УЧАСТИЯ ЖИТЕЛЕЙ В МЕСТНОМ САМОУПРАВЛЕНИИ
2.1. Местный референдум и муниципальные выборы 22
2.2. Голосование по отзыву депутата, члена выборного органа, выборного должностного лица местного самоуправления 32
2.3. Голосование по вопросам изменения границ муниципального образования, преобразования муниципального образования 41
2.4. Сход граждан 49

ГЛАВА 3. ИНИЦИАТИВНЫЕ ФОРМЫ УЧАСТИЯ ЖИТЕЛЕЙ В МЕСТНОМ САМОУПРАВЛЕНИИ
3.1. Формы учета мнения населения при принятии властных актов и решений 53
3.2. Территориальное общественное самоуправление 66
3.3. Собрание и конференция граждан 73
3.4. Обращения граждан в органы местного самоуправления 77

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 82

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 88

ВВЕДЕНИЕ

Новый этап эволюции местного самоуправления РФ на основе Конституции РФ ознаменован Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ (далее по тексту – Закон 2003 г.). Часть положений Закона 2003 г. вступила в силу с момента его официального опубликования 8 октября 2003 г., в полном объеме Закон вступит в силу с 1 января 2009 г., некоторые положения Закона 2003 г. начнут осуществляться, возможно, еще позже. Современный этап реформы местного самоуправления в РФ - время одновременного действия имеющегося и нового муниципального законодательства. При этом необходимо учитывать, что Закон 2003 г. - политико-правовой акт, провозгласивший реформу местного самоуправления, и в нем содержатся в комплексе все ее основные направления.
Ключевое отличие современного подхода к понятию «местное самоуправление» - прямая характеристика местного самоуправления как формы народовластия, что точно отражает роль местного самоуправления в системе народовластия, закрепленную статьей 3 Конституции РФ. Согласно Федеральному закону от 28 августа 1995 г. N 154-ФЗ (далее – Закон 1995 г.) местное самоуправление - это признаваемая и гарантируемая ст. 2 Конституции РФ самостоятельная и под свою ответственность деятельность населения по решению непосредственно или через органы местного самоуправления вопросов местного значения, исходя из интересов населения, его исторических и иных местных традиций.
Как отмечают исследователи, местное самоуправление представляет собой не только особый уровень публичной власти, но и наиболее демократический институт в государстве . Сильное, самостоятельное местное самоуправление - база для формирования полноценного гражданского общества, с одной стороны, а с другой - основа для социально-экономической и политической стабильности в государстве.
Развитие современной России, преимущественно связываемое с общим процессом демократических преобразований, не может не вызывать определенных опасений. Командно-административная система, основанная на принципе демократического централизма, разрушена. Новая демократическая, основанная на культуре правления, связанной с духовно-идеологическим единством государственной власти и самоуправления, как местного, так общественных организаций, не создана.
Россия сделала много за последнее десятилетие для создания такой правовой базы и системы управления, которая не дает возможности сомневаться в ее приверженности демократическим ценностям и процедурам. Однако население нашей страны на протяжении достаточно долгого периода времени было отстранено от процесса решения местных задач, что, несомненно, негативно отразилось на самосознании граждан. Пройдет еще немало лет, когда можно будет рассчитывать на инициативу, искреннюю заинтересованность и активное участие жителей в жизнедеятельности городских и сельских поселений. Далек тот момент, когда предлагаемые сегодня законодателем формы народовластия смогут быть задействованы в полной мере. Именно поэтому вопросы местного значения в настоящее время в большей степени решаются органами местного самоуправления.
В ст. 3 Конституции РФ на первое место вынесена возможность осуществления власти непосредственно народом, а уже затем через органы государственной власти и местного самоуправления. Самостоятельное решение населением вопросов местного значения предусматривает и ст. 130 Конституции. Самоуправление связано с активным участием граждан в решении конкретных проблемных ситуаций. Демократический характер общества проявляется прежде всего в этом.
Н.С. Тимофеев справедливо отмечает, что именно на примере институтов местного самоуправления люди узнают о трудностях и опасностях, связанных с коллективными действиями, и лучше понимают, как их общие интересы влияют на качество жизни. Большинство людей может активно участвовать в деятельности местных сообществ, а не наблюдать со стороны за далекими от них играми политиков .
Сказанное предопределило выбор темы настоящей дипломной работы.
Объект исследования – общественные отношения, возникающие в связи с участием граждан в местном самоуправлении в РФ.
Предмет исследования – нормы, установленные законодательством и другими нормативно-правовыми актами, регламентирующие участие граждан в местном самоуправлении, практика их применения, работы ученых и специалистов.
Цель предстоящего исследования – изучение проблем участия граждан в местном самоуправлении и формы его осуществления.
Для достижения этой цели необходимо решение следующих задач:
- установить понятие участия граждан в местном самоуправлении;
- дать общую характеристику способов участия граждан в местном самоуправлении и рассмотреть вопросы их дифференциации;
- исследовать основные положения Закона 2003 г., связанные с непосредственным участием жителей в местном самоуправлении;
- выявить существенные особенности предусмотренных Законом 2003 г. инициативных форм участия жителей в местном самоуправлении.
Методологическую основу исследования составили следующие методы научного познания: формально-юридический, логический, социологический, сравнительно-правовой и др.
При написании работы автор использовал Конституцию РФ, федеральные законы и иные нормативно-правовые акты, книги, учебники, комментарии, а также публикации в специализированных печатных изданиях. Помимо этого, в ходе исследования были изучены некоторые примеры из практики Конституционного Суда РФ.
Структура работы обусловлена предметом, целями и задачами исследования. Работа состоит из введения, трех глав, содержащих десять параграфов, и списка использованных источников.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Нормативно-правовые акты:
1. Конституция РФ (принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 г.) // «Российская газета» от 25 декабря 1993 г. N 237
2. Федеральный конституционный закон от 21 июля 1994 г. N 1-ФКЗ «О Конституционном Суде РФ» // СЗ РФ от 25 июля 1994 г. N 13 ст. 1447
3. Градостроительный кодекс РФ от 29 декабря 2004 г. N 191-ФЗ // СЗ РФ. 2005. N 1 (ч. I). Ст. 16.
4. Гражданский кодекс РФ // СЗ РФ. 1994. N 32. Ст. 3301 (часть первая ГК РФ)
5. Трудовой кодекс РФ от 30.12.2001 N 197-ФЗ // СЗ РФ, 07.01.2002, N 1 (ч. 1), ст. 3.
6. Федеральный закон «О праве граждан РФ на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах РФ» от 25 июня 1993 г. N 5242-1 // Ведомости Съезда народных депутатов РФ и Верховного Совета РФ. 1993. N 32. Ст. 1227.
7. Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ (ред. от 08.11.2007) «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» // СЗ РФ, 06.10.2003, N 40, ст. 3822
8. Федеральный закон от 10 января 2002 г. N 1-ФЗ «Об электронной цифровой подписи» // Российская газета. 12 января 2002 г. N 6.
9. Федеральный закон от 11 апреля 1998 г. N 55-ФЗ «О ратификации Европейской хартии местного самоуправления» // СЗ РФ. 1998. N 15. Ст. 1695.
10. Федеральный закон от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ» // СЗ РФ. 2002. N 24. Ст. 2253.
11. Федеральный закон от 19 июня 2004 г. N 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» // СЗ РФ от 21 июня 2004 г. N 25 ст. 2485
12. Федеральный закон от 2 мая 2006 г. N 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан РФ» // СЗ РФ. 2006. N 19. Ст. 2060.
13. Федеральный закон от 26.11.1996 N 138-ФЗ (ред. от 12.07.2006) «Об обеспечении конституционных прав граждан РФ избирать и быть избранными в органы местного самоуправления» // СЗ РФ, 02.12.1996, N 49, ст. 5497
14. Федеральный закон от 28 августа 1995 г. N 154-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» // СЗ РФ. 1995. N 35. Ст. 3506.
15. Федеральный закон от 28 декабря 2004 г. N 186-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» // СЗ РФ. 2005. N 1 (ч. 1). Ст. 12.
16. Постановление Государственной Думы Федерального Собрания от 10 июня 1994 г. N 134-1 ГД «Об обеспечении конституционных прав населения на местное самоуправление в нормативно-правовых актах субъектов РФ» // Ведомости ФС РФ. 1994. N 6. Ст. 284.
17. Закон РФ от 14.07.1992 N 3297-1 (ред. от 01.12.2007) «О закрытом административно-территориальном образовании» // Ведомости Съезда народных депутатов РФ и Верховного Совета РФ от 20 августа 1992 г., N 33, ст. 1915
18. Постановление Правительства РФ от 17 июля 1995 г. N 713 // СЗ РФ. 1995. N 30. Ст. 2939.
19. Устав Муниципального образования «Город Обнинск» // http://sobranie-obninsk.ru/index.php?id=1814
Литература:
1. Авакьян С.А. Институты непосредственной демократии в системе местного самоуправления. Конституционные и законодательные основы местного самоуправления / Под ред. А.В. Иванченко. М., 2004.
2. Авакьян С.А. Общественный фактор в законотворчестве: некоторые проблемы и предложения // «Конституционное и муниципальное право», 2006, N 3
3. Алехичева А.В. Правовое регулирование института отзыва депутата, должностного лица // «Журнал российского права», 2006, N 8
4. Андреева О.А. Нормативно-правовая база местного самоуправления как фактор противодействия экстремизму // «Государственная власть и местное самоуправление», 2006, N 3
5. Анисимов А.П. О некоторых новеллах законодательства о порядке проведения публичных слушаний // «Журнал российского права», 2006, N 7
6. Антонова Н.А. Развитие форм непосредственной демократии в системе местного самоуправления // «Конституционное и муниципальное право», 2007, N 4
7. Артюхов Ю.С. Некоторые вопросы муниципально-правовой ответственности главы муниципального образования // «Конституционное и муниципальное право», 2007, N 19
8. Бабичев И.В. Субъекты местного самоуправления и их взаимодействие. М.: Восточный рубеж, 2000.
9. Бабичев И.В. Территориальный публичный коллектив муниципального образования и местные сообщества: вопросы правовой институционализации // «Конституционное и муниципальное право», 2007, N 19
10. Безуглов А.А., Солдатов С.А. Конституционное право России. Т. 3. М., 2001.
11. Бондарь Н.С. Гражданин и публичная власть: конституционное обеспечение прав и свобод в местном самоуправлении: Учеб. пособие. М., 2004.
12. Васильев В.И. Законодательная основа муниципальной реформы. М., 2005.
13. Васильев Р.Ф. Важная форма влияния общественного мнения на законодательство субъектов РФ // Конституционное законодательство субъектов РФ: проблемы совершенствования и использования в преподавании: Материалы научной конференции 25 - 27 марта 1999 г. / Отв. ред. С.А. Авакьян. М., 1999.
14. Васильева М.И. Общественные экологические интересы: правовое регулирование (комментарий к законодательству). М.: Наука, 1999.
15. Возможно ли делегирование органам ТОС отдельных полномочий органов местного самоуправления? // «Государственная власть и местное самоуправление», 2007, N 11
16. Горожанин В. Понятие и особенности правового статуса субъектов местного самоуправления в РФ // Муниципальное право. 1998. N 4.
17. Дементьев А.Н. Правовые гарантии учета мнения населения при изменении границ и преобразовании муниципальных образований в РФ // «Государственная власть и местное самоуправление», 2005, N 10
18. Ежукова О.А. Действует ли муниципальный закон: взгляд из Барятино // «Конституционное и муниципальное право», 2008, N 1
19. Замотаев А.А. О некоторых проблемах реализации переходных положений Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» (о вопросах установления границ и статусов муниципальных образований) // «Государственная власть и местное самоуправление», 2005, N 1
20. Иванцова Г.А. Муниципальные права граждан: Концептуальные проблемы местного самоуправления. Сб. науч. тр. / Отв. ред. М.К. Маликов. Уфа, 1998.
21. Игнатюк Н.А., Замотаев А.А., Павлушкин А.В. Муниципальное право: учебник для ВУЗов (издание второе, стереотипное). М.: ЗАО Юстицинформ, 2005.
22. Игнатюк Н.А., Павлушкин А.В. Муниципальное право: учебное пособие. М.: ЗАО Юстицинформ, 2007.
23. Институты непосредственной демократии // Конституционные и законодательные основы местного самоуправления в РФ. М., 2004.
24. Княгинин К.Н. Муниципально-территориальное устройство: опыт прочтения положений федерального законодательства // Ученые записки Юридического института Красноярского государственного университета. Красноярск, 2002.
25. Князев С.Д. Конституционная ответственность в муниципальном праве: вопросы теории и практики // «Журнал российского права», 2005, N 6
26. Кокотов А.Н., Саломаткин А.С. Муниципальное право: учебник. М.: Юристъ, 2005.
27. Комарова В.В. Институт публичных слушаний – форма народовластия (понятие, виды, правовые основы) // «Конституционное и муниципальное право», 2006, N 9
28. Комарова В.В. Референдум и сходные формы непосредственного народовластия (соотношение и проблемы) // «Конституционное и муниципальное право», 2005, N 9
29. Комментарий к Федеральному закону «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ». Подготовлен авторским коллективом преподавателей Поволжской академии госслужбы. Саратов, 2005.
30. Комментарий к Федеральному закону «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» (постатейный). – М.: «Юстицинформ», 2006
31. Крупочкин О.В. Институт отзыва в системе местного самоуправления // «Государственная власть и местное самоуправление», 2007, N 5
32. Кузько А.В. Отзыв депутата представительного органа местного самоуправления как мера дисциплинарной ответственности // «Конституционное и муниципальное право», 2007, N 21
33. Кузьмин М.А. Право граждан на разработку и внесение проектов муниципальных актов: проблемы нормативного регулирования и практической реализации // «Государственная власть и местное самоуправление», 2005, N 1
34. Курманов Э.Р. Формы участия населения в осуществлении местного самоуправления по уставному нормотворчеству // «Государственная власть и местное самоуправление», 2006, N 10
35. Курячая М.М. Местное сообщество как основа объединения граждан // «Конституционное и муниципальное право», 2007, N 4
36. Курячая М.М. Проблемы реализации права граждан на референдум // «Право и политика», 2005, N 9
37. Кутафин О.Е., Фадеев В.И. Муниципальное право РФ. М.: Проспект, 2006.
38. Лучин В.О. Конституция РФ. Проблемы реализации. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002.
39. Мадьярова А.В. Договоры в муниципальном праве. М. 2007
40. Мамут Л. Какой гражданин нужен России? // Власть. 1998. N 4.
41. Масловская М.В., Якин Р.Л. К вопросу о статусе представительного органа муниципального образования // «Конституционное и муниципальное право», 2007, N 23
42. Миронов Н.М. Правовое регулирование муниципальных выборов и референдумов // «Адвокат», 2004, N 8
43. Муниципальное право: Учебно-методический комплекс / Под ред. Н.М. Конина. М.: Норма, 2006.
44. Новак Д.В. К упорядочению системы некоммерческих организаций // «Вестник гражданского права», 2007, N 3
45. Ноздрачев А.Ф. Гражданин и государство: взаимоотношения в XXI веке // Журнал российского права. 2005. N 9.
46. Нудненко Л.А. Досрочный отзыв депутата, выборного должностного лица местного самоуправления - конституционный деликт // Конституционно-правовая ответственность: проблемы России, опыт зарубежных стран. М.: Изд-во МГУ, 2001.
47. Нудненко Л.А. Новеллы Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» от 6 октября 2003 г. о непосредственной демократии // «Право и политика», 2004, N 3
48. Пешин Н.Л. Государственная власть и местное самоуправление в России: проблемы развития конституционно-правовой модели. М.: «Статут», 2007
49. Постатейный комментарий к Федеральному закону «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» / Под ред. В.И. Шкатуллы. М., 2005.
50. Постовой Н.В. Муниципальное право России. М., 2000.
51. Проблемы реализации и перспективы развития конституционной модели российского местного самоуправления: Стенограмма «круглого стола» от 5 ноября 2003 г. // Архив Независимого института выборов.
52. Референдум как институт непосредственной демократии (Редакционный материал) // «Государственная власть и местное самоуправление», 2007, N 6
53. Роньжина О.В. Уникальные стадии правотворческого процесса (к вопросу о форме публичных слушаний) // «Государственная власть и местное самоуправление», 2008, N 1
54. Руденко В.Н. Институты «отзыва» и «роспуска» в современном российском законодательстве: практика реализации и проблемы правового регулирования // Журнал российского права. 2002. N 4.
55. Ручин М.В., Худякова И.В. Организационно-правовая форма территориального общественного самоуправления как субъекта муниципальных и гражданских правоотношений // «Государственная власть и местное самоуправление», 2005, N 8
56. Сергеев А.А. Институт местного референдума в законодательстве РФ // «Государственная власть и местное самоуправление», 2004, N 2
57. Сергеев А.А. Муниципальные выборы. Конституционные и законодательные основы местного самоуправления / Под ред. А.В. Иванченко. М., 2004.
58. Сергеев А.А. Проблемы демократизации законодательного процесса // Парламентские процедуры: проблемы России и зарубежный опыт. Материалы научной конференции 21 - 23 марта 2002 г. М., 2003.
59. Симонов В.А. Прямая демократия и учет национальных интересов // «Конституционное и муниципальное право», 2005, N 7
60. Синцов В.Н. Конституционно-правовые аспекты местного самоуправления как формы осуществления народовластия // «Конституционное и муниципальное право», 2007, N 13
61. Тимофеев Н.С. Государственное местное самоуправление и гражданское сообщество: аспекты и пределы взаимодействия // «Конституционное и муниципальное право», 2005, N 9
62. Уваров А.А. Система местного самоуправления // Конституционное и муниципальное право. 2002. N 2.
63. Усманова Р.М. Население как субъект местного самоуправления // «Конституционное и муниципальное право», 2006, N 5
64. Филиппов Ю.В., Авдеева Т.Т. Основы развития местного хозяйства. М., 2000.
65. Чиркин В.Е. Публичная власть. М.: Юристъ, 2005.
66. Шугрина Е.С. Особенности административной ответственности за правонарушения, связанные с осуществлением местного самоуправления // «Современное право», 2006, N 12
Акты судебных органов:
1. Постановление Конституционного Суда РФ от 10 июня 1998 г. N 17-П «По делу о проверке конституционности положений пункта 6 статьи 4, подпункта «а» пункта 3 и пункта 4 статьи 13, пункта 3 статьи 19 и пункта 2 статьи 58 Федерального закона от 19 сентября 1997 года «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ» // СЗ РФ. 1998. N 25. Ст. 3002.
2. Постановление Конституционного Суда РФ от 24 января 1997 г. N 1-П по делу о проверке конституционности положений Закона Удмуртской Республики от 17 апреля 1996 г. «О системе органов государственной власти в Удмуртской Республике» // СЗ РФ. 1997. N 5. Ст. 708.
3. Постановление Конституционного Суда РФ от 30 ноября 2000 г. N 15-П // СЗ РФ. 2000. N 50. Ст. 4943.
4. Постановление Конституционного Суда РФ от 11.06.2003 N 10-П с особым мнением судьи Конституционного Суда РФ В.О. Лучина, особым мнением судьи Конституционного Суда РФ В.Г. Ярославцева «По делу о проверке конституционности Федерального конституционного закона от 27 сентября 2002 года «О внесении изменения и дополнения в Федеральный конституционный закон «О референдуме РФ»« // СЗ РФ. 2003. N 25. Ст. 2564.
5. Постановление Конституционного Суда РФ от 2 апреля 2002 г. N 7-П «По делу о проверке конституционности отдельных положений Закона Красноярского края «О порядке отзыва депутата представительного органа местного самоуправления» и Закона Корякского автономного округа «О порядке отзыва депутата представительного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления в Корякском автономном округе» в связи с жалобами заявителей А.Г.Злобина и Ю.А.Хнаева» // СЗ РФ от 8 апреля 2002 г. N 14 ст. 1374
6. Постановление от 11 декабря 2002 г. N 5-П по делу о проверке конституционности Постановления Центральной избирательной комиссии Республики Саха (Якутия) от 30 июля 2002 г. «О назначении местных референдумов на территориях Анабарского, Верхневилюйского, Горного, Жиганского, Мегино-Кангаласского, Мирнинского, Момского, Намского, Нижнеколымского, Олекминского, Оймяконского, Среднеколымского, Томпонского, Усть-Алданского, Усть-Майского, Усть-Янского, Эвено-Бытантайского улусов (районов) по вопросам местного самоуправления на 29 сентября 2002 года» // Якутия. N 239. 25 декабря 2002.
7. Определение Конституционного Суда РФ от 06.12.2001 N 249-О «По ходатайству Президента Республики Башкортостан об официальном разъяснении Определения Конституционного Суда РФ от 19 апреля 2001 года по ходатайству полномочного представителя Президента РФ в Приволжском федеральном округе об официальном разъяснении Определения Конституционного Суда РФ от 27 июня 2000 года по запросу группы депутатов Государственной Думы о проверке соответствия Конституции РФ отдельных положений конституций Республики Адыгея, Республики Башкортостан, Республики Ингушетия, Республики Коми, Республики Северная Осетия - Алания и Республики Татарстан» // СЗ РФ. 2002. N 4. Ст. 374.

У нас можно заказать по юриспруденции отчет по практике
.

Скачать работу БЕСПЛАТНО, кликните по рекламе ниже и просмотрите сайты в течении 1 мин, после просмотра появится ссылка для скачивания

Другие новости