Воззрения Савиньи » Дипломные, курсовые работы по юриспруденции, диплом по праву на заказ, реферат, контрольная работа

Готовые рефераты, курсовые, дипломные работы по праву

 

Друзья сайта


Счётчики

Яндекс цитирования

Вопросы и ответы


Онлайн Заказ

www.lavcom.ru

434-591-373

Поиск готовых работ


Реклама


Соцсети

Воззрения Савиньи

 
-> История право | |

Основой воззрений Савиньи на историю является то объективно историческое созерцание, которое со времени Шеллинга стало достоянием немецкой философии. Подобно современным ему философам, Савиньи думает, что исторический процесс управляется законом внутренней необходимости. Жизнь народов, как и отдельных лиц, ни на минуту не знает абсолютного застоя и находится в постоянном движении; но это движение имеет характер органического и закономерного развития, исключающего всякую мысль о случае и произволе. Последнее утверждение служит отличием Савиньи от Канта и Шеллинга. Корифеи идеалистической философии согласно учили, что общий план, с необходимостью осуществляющийся в истории, допускает частные отступления и произвольные действия. Савиньи, напротив, очень настаивает на том, что исторический процесс совершается независимо от индивидуального произвола. В своем стремлении подчеркивать органический характер истории он приходит к крайнему выводу, отрицающему всякое участие человеческой воли в историческом развитии. Этот вывод подкрепляется в доктрине Савиньи ученьем о национальном сознании как источнике исторических проявлений народной жизни. Все эти проявления имеют, по его мнению, свою последнюю основу в общем убеждении народа, одинаково присущем всем его членам. Независимое от личных и частных мнений оно господствует над ними как прирожденное достояние каждого. Повинуясь закону внутренней необходимости, оно постепенно раскрывает свое содержание в истории. Согласно этому воззрению, развитие права, как и других сторон народной жизни, совершается в сфере безличного народного духа, в которую не проникают ни страсти людей, ни случайные превратности истории. Это придает положительному праву особенное значение. Как органический продукт внутренних сил народа оно приобретает высший авторитет и становится одинаково неприкосновенным как для общества, так и для правительства. С этой точки зрения теоретические построения идеального права должны казаться жалкими попытками субъективного разума изменить естественное течение истории. Как мы можем отсюда видеть, в теории Савиньи положительное право уже в силу своего происхождения наделяется высшим моральным авторитетом. В этом заключается его существенное отличие от Гуго; в этом же состоит и особенность его отношения к естественному праву. Для гттингенского писателя последней санкцией права являлось его соответствие однажды сложившимся отношениям. Вопрос о нравственном оправдании юридических норм у него совершенно отпадал, и, как мы видели, Гуго готов был мириться со всяким содержанием права, лишь бы только оно утвердилось в обществе. Подобное воззрение устраняло, конечно, основную проблему естественного права, но само по себе оно создавало серьезные затруднения для его сторонников. Не говоря уже о том, что оно шло вразрез с присущим обществу сознанием связи между правом и нравственностью, оно являлось также противоречием идее прогресса. Не разрешая нравственных сомнений относительно положительного права, оно лишь обходило их, ссылаясь на то, что надо принимать вс как есть..

Другие новости