Готовая дипломная по административному праву на тему: Административная ответственность

Готовые рефераты, курсовые, дипломные работы по праву

 

Друзья сайта


Счётчики

Яндекс цитирования

Вопросы и ответы


Онлайн Заказ

www.lavcom.ru

434-591-373

89601320000@mail.ru

Поиск готовых работ


Онлайн Заказ

www.lavcom.ru

434-591-373

89601320000@mail.ru


Меню сайта

Дипломная (диплом) по административному праву на тему: Административная ответственность

 
-> Диплом по административному праву | |

СОДЕРЖАНИЕ


Введение 3
Глава 1. Общая характеристика административной ответственности лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность, без образования юридического лица 7
1.1. Правовой статус индивидуальных предпринимателей как субъектов административной ответственности 7
1.2. Виды административных правонарушений совершаемых индивидуальными предпринимателями 16
1.3. Административные наказания, применяемые к индивидуальным
предпринимателям 29
Глава 2. Практика привлечения к административной ответственности лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность за некоторые административные правонарушения 34
2.1. Осуществление предпринимательской деятельности без
государственной регистрации или без специального разрешения
(лицензии) 34
2.2. Фиктивное или преднамеренное банкротство 43
2.3. Нарушение правил продажи этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции 50
Заключение 59
Список использованной литературы 64

Введение
В ходе продолжающихся в Российской Федерации преобразований, направленных на формирование демократически ориентированной правовой государственности, происходит непрестанное переосмысление как качественной, так и количественной меры и степени участия публичной власти в трудоемком процессе становления цивилизованной рыночной экономики. Отказ от преобладания государственной собственности в экономике, минимизация количества находящихся в непосредственной подчиненности государству хозяйствующих субъектов обусловили возникновение иных, отличных от централизованного планирования методов воздействия на экономические отношения, доминирование нормативных правовых актов над индивидуально-распорядительными предписаниями.
Трудно переоценить значимость такого вида государственного принуждения, как административная ответственность, в системе публичного регулирования предпринимательской деятельности. Призванная противодействовать правонарушениям, совершаемым, в том числе, субъектами предпринимательской деятельности, административная ответственность выполняет ряд важных и необходимых для нормального функционирования экономических отношений задач.
Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях объединил практически все нормы об административной ответственности за административные правонарушения, совершаемые в области предпринимательской деятельности, в главе 14 «Административные правонарушения в области предпринимательской деятельности» и отменил действие норм об административной ответственности предпринимателей, рассредоточенных в отраслевых нормативных актах. В процессе судебного правоприменения норм главы 14 КоАП РФ выявляется значительное количество коллизий, анализ и обобщение которых дают основания сделать вывод о целесообразности совершенствования правовой регламентации института административной ответственности за правонарушения в области предпринимательской деятельности. Теоретическому переосмыслению могут быть подвергнуты понятие и признаки административного правонарушения в области предпринимательской деятельности, круг субъектов правонарушений данной группы, особенности практического применения конструкции вины индивидуальных предпринимателей, специфика целей и механизма наказаний, используемых в качестве санкций за правонарушения в области предпринимательской деятельности.
На основании изложенного, представляется обоснованным проведение системного исследования института административной ответственности индивидуальных предпринимателей за правонарушения в области предпринимательской деятельности с целью преодоления теоретических и практических коллизий и разработки предложений по совершенствованию законодательства в исследуемой области.
Начиная с 1991 года, был введен в действие ряд нормативных актов, устанавливающих административную ответственность за правонарушения в области предпринимательской деятельности, в частности Закон Российской Федерации от 22 марта 1991 г. № 948-1 «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках», Закон Российской Федерации от 17 декабря 1992 г. № 4121-1 «Об административной ответственности предприятий, учреждений, организаций и объединений за правонарушения в области строительства», Федеральный закон от 8 июля 1999 г. № 143-ФЗ «Об административной ответственности юридических лиц (организаций) и индивидуальных предпринимателей за правонарушения в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции». В связи с этим, вопросы привлечения индивидуальных предпринимателей к административной ответственности за правонарушения в сфере предпринимательской деятельности стали активно обсуждаться в научной литературе, в частности, в диссертационных исследованиях Е. В. Овчаровой, В. А. Печеницына, Ю. Ю. Колесниченко.
Объектом дипломного исследования является совокупность общественных отношений, возникающих в связи с привлечением индивидуальных предпринимателей к административной ответственности за правонарушения в области предпринимательской деятельности.
Предметом исследования являются правовая природа, сущность и особенности института административной ответственности за правонарушения в области предпринимательской деятельности и связанные с ним проблемы теоретического и прикладного характера: понятие, состав и специфика административных правонарушений в данной сфере, соотношение общих и специальных правовых норм, регламентирующих вопросы административной ответственности за правонарушения в рассматриваемой области.
Целью настоящей работы является разработка и аргументация выводов, направленных на совершенствование института административной ответственности за правонарушения в области предпринимательской деятельности. Посредством разрешения актуальных теоретических вопросов и нахождения путей преодоления правоприменительных коллизий преследуется цель гармонизации административно-деликтного законодательства в области предпринимательской деятельности.
Для достижения указанной цели нами были поставлены следующие задачи:
- рассмотреть общую характеристику административной ответственности лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность, без образования юридического лица, в частности правовой статус индивидуальных предпринимателей как субъектов административной ответственности;
- раскрыть виды административных правонарушений совершаемых индивидуальными предпринимателями;
- проанализировать административные наказания, применяемые к индивидуальным предпринимателям;
- изучить практику привлечения к административной ответственности лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность за некоторые административные правонарушения, а именно: осуществление предпринимательской деятельности без государственной регистрации или без специального разрешения (лицензии), фиктивное или преднамеренное банкротство и нарушение правил продажи этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции.
Методологическую основу дипломного исследования составляют общенаучные методы познания: диалектический метод, метод системного анализа, логический метод и др.; а также частнонаучные: формально-юридический метод, историко-правовой метод, метод сравнительного правоведения.
Исходные положения дипломной работы сформированы на основе изучения обширной нормативной правовой базы, в которую входят: Конституция РФ, административное законодательство РФ как советского периода так и действующее на сегодняшний день, иные нормативные источники российского права в части регламентации отношений, связанных с предметом настоящего исследования.
Теоретической базой исследования послужили научные труды правоведов различных областей знаний, в той или иной мере посвященных выбранной тематике. Исследовательскую основу дипломной работы составили труды ученых-процессуалистов различных исторических периодов: Гусевой Т.А., Зенина И.А., Липатова Э.Г., Маринушкиной О.В., Мартынова И.А., Россинского Б.В., Смирных А.Г., Шергина А.П., и других.
Структура дипломной работы соответствует ее объекту, предмету, целям и задачам и состоит из введения, двух глав, включающих шесть параграфов, заключения и списка использованной литературы.



Заключение

Общепризнанно, что основой рыночной экономики является частная собственность, представляющая собой активы, которые принадлежат частным лицам как часть их богатства. Известно, что частный сектор в совокупности с государственным сектором образует внутреннюю экономику страны и вместе с иностранным сектором формирует национальную экономику. Частный сектор, в свою очередь, как часть экономики состоит из индивидуального сектора, корпоративного и финансового. Отсюда можно сделать вывод, что эффективность экономической реформы зависит от того, как развивается вся система, все составные части экономики, а не отдельные её составляющие.
Особую группу полностью дееспособных граждан составляют лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица. В соответствии со ст. 37 Конституции РФ гражданин имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию. Гражданско-правовой формой реализации этого права может являться деятельность в качестве индивидуального предпринимателя.
Согласно п. 3 ст. 23 ГК РФ, к предпринимательской деятельности граждан, осуществляемой без образования юридического лица, соответственно применяются правила ГК РФ, которые регулируют деятельность юридических лиц - коммерческих организаций, если иное не вытекает из закона, иных правовых актов или существа правоотношения.
Согласно ГК РФ индивидуальная предпринимательская деятельность ведётся гражданином на свой риск. Так же на свой риск ведётся предпринимательская деятельность и юридическими лицами. Однако участник (акционер) хозяйственного общества не несёт ответственность по обязательства общества и не возмещает его убытки. Напротив гражданин-предприниматель по своим обязательствам отвечает, как физическое лицо, всем своим имуществом, движимым и недвижимым, в том числе и нажитым до начала осуществления предпринимательской деятельности.
Административная ответственность, в свою очередь, есть реализация административно-правовых санкций, применение уполномоченным органом или должностным лицом административных взысканий к субъектам административной ответственности, одними их которых являются индивидуальные предприниматели.
Одним из определяющих признаков наличия или отсутствия состава административного правонарушения и следовательно оснований для ответственности является виновность лица.
При исследовании вины физического лица налоговому органу недопустимо ограничиваться только установлением нарушенных норм законодательства.
Большое значение имеет вопрос о достаточности мер, принятых индивидуальным предпринимателем для обеспечения выполнения своих обязанностей, а также о реальной возможности реализовать свои права и обязанности: не было ли каких-либо препятствий, находящихся за пределами воли индивидуального предпринимателя.
Ежегодно в Российской Федерации совершаются десятки тысяч административных правонарушений. Согласно статье 2.1. КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ или законами субъектов РФ об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Объектом административных правонарушений является сегмент общественных отношений, складывающихся по поводу осуществления предпринимательской деятельности в той мере, в какой они подлежат публично-правовому регулированию посредством нормативно-правовых актов, содержащих правила и предписания, нарушение которых влечет административную ответственность.
Многие из статей КоАП РФ в сфере предпринимательской деятельности являются новыми (их не было в КоАП РСФСР). К тому же за период действия КоАП РФ большинство статей дано в новой редакции.
Тенденция роста нарушений в области предпринимательской деятельности в определенной мере обусловлена нестабильностью законодательства, затрудняющей практическую реализацию норм КоАП РФ.
Многочисленные и частые изменения законодательства также негативно отражаются на правах и законных интересах широкого круга лиц, на стабильности практики применения норм Кодекса.
В общем все составы административных правонарушений можно подразделить на материальные и формальные.
В отношении индивидуальных предпринимателей могут применяться следующие виды наказаний:
1) предупреждение (ст.ст. 14.1, 14.4);
2) административный штраф (ст. 14.5);
3) конфискация орудия совершения или предмета административного
правонарушения (ст.ст. 14.2, 14.16);
4) дисквалификация (ст. 14.12.);
5) административное приостановление деятельности (ст. 14.1).
Так, целью статьи КоАП РФ об ответственности за осуществление предпринимательской деятельности без государственной регистрации и без лицензии является стремление обеспечить средствами административного воздействия создание нормальных условий для функционирования товарного рынка и охрану прав добропорядочного предпринимателя.
Экономические результаты применения законодательства о несостоятельности (банкротстве) также по-прежнему подтверждают актуальность вопросов фиктивного и преднамеренного банкротства должника – индивидуального предпринимателя.
Понятия фиктивного и преднамеренного банкротства, а также меры ответственности за эти нарушения были детально раскрыты в правовой норме ранее действовавшего Федерального закона от 8 января 1998 г. N 6-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)".
В новом Федеральном законе от 26 октября 2002 г. N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" законодатель не раскрывает юридических понятий фиктивного и преднамеренного банкротства. Более того, Закон содержит лишь косвенные нормы, указывающие на возможность применения в институте несостоятельности (банкротства) механизма фиктивного и преднамеренного банкротства.
Весьма актуальными в настоящее время являются проблемы предупреждения и пресечения административных правонарушений в сфере производства и оборота алкогольной продукции. Связано это с тем, что ежегодно от употребления некачественного алкоголя погибают десятки тысяч граждан. Меры административно-правового характера призваны предупредить и пресечь незаконное производство и оборот алкоголя, а также создать необходимый механизм привлечения физических и юридических лиц к административной ответственности за правонарушения в данной сфере.
Административные правонарушения, связанные с незаконным оборотом алкогольной и спиртосодержащей продукции, отличаются от других правонарушений объектом и особым предметом посягательства. Непосредственным объектом этих правонарушений является здоровье населения, под которым следует понимать общественные отношения, обеспечивающие сохранение нормального физического состояния и гармоническое развитие личности.
Отметим, что на практике возникает немало проблем, связанных с привлечением индивидуальных предпринимателей к административной ответственности за правонарушения в области предпринимательской деятельности. Эти проблемы затрагивают как статьи, которыми введены абсолютно новые составы, так и известные ранее действовавшему административно-деликтному законодательству проступки. Из возможных на то причин следует выделить две:
1) обилие пробелов, несистематичность, а порой и противоречивость установленных в огромном массиве нормативно-правовых актов правил, регулирующих разнообразные сферы предпринимательской деятельности;
2) специфика предпринимательства. Предпринимательские отношения отличаются высокой степенью и скоростью восприимчивости к последним достижениям развития науки, техники, общественных отношений, явлений, процессов. Как следствие - предпринимательство, мгновенно адаптируясь к изменяющимся условиям таким образом, чтобы при малейшей возможности извлечь максимальную прибыль, нередко даже посредством общественно вредных деяний, обладает динамикой, порой значительно опережающей темпы совершенствования законодательства.
Таким образом, для решения рассмотренных в настоящей дипломной работе вопросов и пробелов в законодательстве необходимы кардинальные меры по восполнению пробелов в законодательстве и ужесточению наказаний административной ответственности.

Список использованной литературы:

Нормативно – правовой материал:
1. Конституция Российской Федерации: принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 года // Российская газета. – 1993. - 25 дек.
2. О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров: Закон РФ от 23 сентября 1992 г. N 3520-1 // СПС Консультант Плюс.
3. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая): Федеральный закон от 30 ноября 1994 г. N 51-ФЗ // Собрание законодательства РФ. – 1994. - N 32. - Ст. 3301.
4. О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции: Федеральный закон от 22 ноября 1995 года N 171-ФЗ // Собрание законодательства РФ. – 1995. - № 48. – Ст. 4553.
5. Уголовный кодекс Российской Федерации: Федеральный закон от 13 июня 1996 N 63-ФЗ // Собрание законодательства РФ. – 1996. - N 25. - Ст. 2954.
6. О несостоятельности (банкротстве): Федеральный закон от 8 января 1998 г. N 6-ФЗ (утратил силу) // СПС Консультант Плюс.
7. О лицензировании отдельных видов деятельности: Федеральный закон от 8 августа 2001 г. N 128-ФЗ // СПС Консультант Плюс.
8. О несостоятельности (банкротстве): Федеральный закон от 26 октября 2002 г. N 127-ФЗ // Собрание законодательства РФ. – 2002. - № 43. – Ст. 4190.
9. Кодекс об административных правонарушениях Российской Федерации: Федеральный закон от 30 декабря 2002 г. № 195-ФЗ // Собрание законодательства РФ. – 2002. - № 1 (ч. 1). – Ст. 1.
10. Об ограничениях розничной продажи и потребления (распития) пива и напитков, изготавливаемых на его основе: Федеральный закон от 7 марта 2005 г. N 11-ФЗ // Собрание законодательства РФ. – 2005. - № 10. – Ст. 759.
11. О внесении изменений в Кодекс РФ об административных правонарушениях Российской Федерации: Федеральный закон от 5 декабря 2005 г. N 156-ФЗ // Собрание законодательства РФ. – 2005. - № 50. – Ст. 5247.
12. Об уполномоченном федеральном органе исполнительной власти, осуществляющем государственную регистрацию юридических лиц, крестьянских (фермерских) хозяйств, физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей: Постановление Правительства РФ от 17 мая 2002 г. N 319 // Собрание законодательства РФ. – 2002. - № 20. – Ст. 1872.
13. О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти: Указ Президента РФ от 9 марта 2004 г. N 314 // Собрание законодательства РФ. – 2004. - № 11. – Ст. 945.
14. Об утверждении правил продажи отдельных видов товаров, перечня товаров длительного пользования, на которые не распространяется требование покупателя о безвозмездном предоставлении ему на период ремонта или замены аналогичного товара, и перечня непродовольственных товаров надлежащего качества, не подлежащих возврату или обмену на аналогичный товар других размера, формы, габарита, фасона, расцветки или комплектации: Постановление Правительства РФ от 19 января 1998 г. № 55 // Собрание законодательства РФ. – 1998. - № 4. – Ст. 482.
15. О некоторых вопросах практики применения административной ответственности, предусмотренной статьей 14.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, за неприменение контрольно-кассовых машин: Постановление Пленума ВАС РФ от 31 июля 2003 г. N 16 // Вестник ВАС РФ. – 2004. - № 6.
16. О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Особенной части КоАП РФ: Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 24 октября 2006 г. N 18 // БВС РФ. – 2006. - № 12.
Специальная литература:
1. Анохин В. Вопросы оспаривания решений административных органов о привлечении к административной ответственности предпринимателей / В. Анохин // Хозяйство и право. – 2004. - N 8. – С. 31.
2. Бушуева Е.В. Подведомственность арбитражным судам дел о привлечении к административной ответственности / Е.В. Бушуева // Арбитражные суды: теория и практика применения. – Екатеринбург, 2006. – С. 35.
3. Васильев Э.А. Общественная опасность - основной критерий отграничения административных правонарушений от преступлений / Э.А. Васильев // Государство и право. - 2007. - N 4. - С. 84.
4. Газетдинов Е.В. Проблемы применения административной ответственности за некоторые правонарушения в области предпринимательской деятельности / Е.В. Газетдинов // Юрист. – 2006. - N 11. – С. 15.
5. Гусева Т.А. Административная ответственность за правонарушения в предпринимательской деятельности / Гусева Т.А., Дихтяр А.И., Дракина М.Н. - М.: ИД ФБК-ПРЕСС, 2003. - С. 34.
6. Долгополов О.И. Особенности привлечения к административной ответственности организаций и их должностных лиц за нарушение административного законодательства (таможенного и налогового) / О.И. Долгополов // Налоговый вестник. – 2008. - N 11. – С. 25.
7. Жалинский А.Э. Предпринимательское право (правовая основа предпринимательской деятельности) / А.Э. Жалинский. - М., 2000. - С. 53.
8. Зенин И.А. Предпринимательское право: Учебник для вузов / И.А. Зенин. - М., 2008. - С. 31.
9. Карасева С.Ю. Обзор практики рассмотрения федеральными арбитражными судами округов споров, связанных с лицензированием // СПС Консультант Плюс.
10. Коваль Л.В. Административно-правовое деликтное отношение. Автореф. дис. ... д-ра юрид. наук / Л.В. Коваль. - Киев, 1979. - С. 24.
11. Котюргин С.И. О вине по делам об административных правонарушениях // Общетеоретические проблемы административно-правового обеспечения общественного порядка / С.И. Котюргин. – М., 2002. – С. 73.
12. Кривоносов А.Н. К вопросу о понятиях административного правонарушения / А.Н. Кривоносов // Административное и муниципальное право. - 2010. - N 4. - С. 66.
13. Лекоммцев А.В. Административно-правовые основы предупреждения и пресечения незаконного производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции в РФ: Дис. ... канд. юрид. наук / А.В. Лекоммцев. - М., 2003. - С. 60.
14. Липатов Э.Г. Постатейный комментарий к Кодексу РФ об административных правонарушениях / Э.Г. Липатов, С.Е. Чаннова. – М.: ГроссМедиа, 2008. – С. 74.
15. Маринушкина О.В. Нарушение правил продажи этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, а также пива и напитков, изготавливаемых на его основе. Комментарий к новой редакции ч. ч. 2, 3 и 4 статьи 14.16 КоАП РФ // Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2006.
16. Мартынов И.А. Институт исключения деликтности деяния в административном праве: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук / И.А. Мартынов. - М., 2006. - С. 16.
17. Моисеев М. Предпринимательская деятельность граждан: понятие и конститутивные признаки / М. Моисеев // Хозяйство и право. – 2007. - № 4. – С. 14.
18. Отчет о работе прокурора. Форма П. Утверждена Постановлением Госкомстата России // СПС Консультант Плюс.
19. Панкратов В., Гусева Т. Проблемы административной ответственности в сфере налогообложения и предпринимательства / В. Панкратов, Т. Гусева // Законность. – 2009. - № 11. – С. 9.
20. Петелин Б.Я. Вина как обстоятельство, подлежащее доказыванию по делу // Советское государство и право / Б.Я. Петелин. - 1981. - N 11. - С. 77.
21. Россинский Б.В. Административная ответственность: Курс лекций / Б.В. Росинский. - М.: Норма, 2004. - С. 372 - 373.
22. Салищева Н.Г. Комментарий к Кодексу Российской Федерации об административных правонарушениях (постатейный) / Н.Г. Салищева. – М.: Проспект, 2009. – С. 75.
23. Серков П.П. Административные правонарушения: квалификация и назначение наказаний: науч.практич. пособие / П.П. Серков. - М.: Норма, 2010. – С. 25.
24. Сидорова В. К вопросу об ответственности за фиктивное и преднамеренное банкротство должника / В. Сидорова // Налоги (газета). – 2006. - N 9. – С. 4.
25. Смирных А.Г. Банкротство индивидуальных предпринимателей. Проблемы теории и практики / А.Г. Смирных // Вестник Арбитражного суда города Москвы. - 2010. - N 4. - С. 38.
26. Таганцев Н.С. Русское уголовное право. Часть общая / Н.С. Таганцев. - Т. 1. - М., 2004. - С. 410.
27. Ткачев В.Н. Несостоятельность (банкротство) особых категорий субъектов конкурсного права / В.Н. Ткачев. - М., 2007. - С. 46.
28. Шалыгин Б.И.Применение контрольно-надзорными органами законодательства об административной ответственности за правонарушения в области предпринимательской деятельности / Б.И. Шалыгин // Административное право. – 2009. - N 1. – С. 27.
29. Шергин А.П. Административные взыскания и их применение органами внутренних дел / А.П. Шергин. - М., 1974. - С. 11.
.

Скачать работу БЕСПЛАТНО, кликните по рекламе ниже и просмотрите сайты в течении 1 мин, после просмотра появится ссылка для скачивания

Другие новости