Таможенный кодекс РФ. Некоторые вопросы правоприменительной практики » Дипломные, курсовые работы по юриспруденции, диплом по праву на заказ, реферат, контрольная работа

Готовые рефераты, курсовые, дипломные работы по праву

 

Друзья сайта


Счётчики

Яндекс цитирования

Вопросы и ответы


Онлайн Заказ

www.lavcom.ru

434-591-373

89601320000@mail.ru

Поиск готовых работ


Онлайн Заказ

www.lavcom.ru

434-591-373

89601320000@mail.ru


Реклама

Таможенный кодекс РФ. Некоторые вопросы правоприменительной практики

 
-> Статьи | |

Таможенный кодекс РФ. Некоторые вопросы правоприменительной практики
Среди основных новелл и положительных моментов Таможенного кодекса РФ (ТК РФ) при обсуждении его учеными и практиками назывались преимущественно следующие.
1. Существенное ограничение полномочий федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области таможенного дела, в сфере установления дополнительных правил таможенного оформления и контроля. Новые таможенные режимы могут быть введены только законом. Таким образом, в ТК РФ 2003 г. четко определены пределы правотворчества федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области таможенного дела.
2. Введение института информирования и консультирования в таможенных органах. До этого процедуры информирования и консультирования осуществлялись в соответствии с приказом ГТК РФ от 15 мая 1995 г. N 318 с учетом норм Налогового кодекса РФ (НК РФ). Теперь данная услуга предоставляется бесплатно всем заинтересованным лицам.
3. Существенным образом изменена процедура таможенного оформления. Кодекс определяет четкие перечни документов, которые должны быть представлены декларантом для таможенного оформления. В соответствии со ст. 63 ТК РФ иные документы таможенный орган требовать не вправе. Существенно (с 10 до 3 рабочих дней) сократился срок для выпуска товаров и, соответственно, проверки декларации. Декларация при этом может быть подана любому таможенному органу, правомочному принимать документы такого рода.
4. В целях упрощения и ускорения процедуры таможенного оформления и таможенного контроля вводится электронный документооборот.
5. В соответствии со ст. 18 ТК РФ лица, осуществляющие деятельность в сфере таможенного дела, заносятся в специальные реестры, которые ведутся федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области таможенного дела (до 1 января 2004 г. деятельность данных лиц лицензировалась).
6. Изменены взаимоотношения таможенных органов с декларантами. Таможенный брокер действует лишь от имени декларанта и по его поручению. Убытки, которые может понести декларант при неквалифицированных действиях брокера, перенесены в сферу договорных отношений, т.е. брокер отвечает перед декларантом в соответствии с ГК РФ.
7. Введена возможность предварительного декларирования товаров. Это предполагает, что декларация на ввозимые товары может быть подана до их фактического прибытия на таможенную территорию РФ.
8. Отдельная глава ТК РФ посвящена перемещению товаров физическими лицами для личных, некоммерческих нужд. Это позволило разрешить целый ряд проблемных вопросов, связанных с перемещением физических лиц, перевозом их домашних вещей из стран преимущественно ближнего зарубежья и возникших после распада СССР. Согласно ст. 282 ТК РФ без уплаты таможенных платежей они могут провозить товары стоимостью до 65 тыс. руб. (по ТК 1993 г. до 1000 долл. США). Весовые ограничения не предусмотрены.
9. Изменены порядок и формы осуществления таможенного контроля. В статье 358 ТК РФ выделены его принципы, в число которых включен и анализ рисков, означающий определение стратегии таможенного контроля исходя из эффективного использования ресурсов органов для предотвращения нарушений таможенного законодательства. Такие нарушения должны иметь устойчивый характер, быть связанными с уклонением от уплаты таможенных платежей в значительных размерах, подрывать конкурентоспособность отечественных предприятий, затрагивать другие важные интересы государства. Управление рисками означает, что таможенные органы контролируют не все грузы, движущиеся через границу, а лишь те, которые так или иначе представляют потенциальную опасность для экономики России, ее суверенитета, здоровья граждан, интеллектуальной собственности.
Кодексом введены новые формы таможенного контроля, такие, как получение пояснений, таможенное наблюдение, проверка маркировки товаров, таможенная ревизия.
10. В Кодексе появились положения, направленные на защиту интеллектуальной собственности. Например, в соответствии со ст. 397 если при осуществлении таможенного оформления и таможенного контроля таможенный орган выявляет товары, указанные правообладателем (его представителем) как контрафактные, выпуск таких товаров приостанавливается на 10 рабочих дней.
11. ТК РФ устанавливает четыре вида таможенных платежей, перечисленных в ст. 318: таможенная пошлина (ввозная и вывозная), налог на добавленную стоимость, акциз и таможенные сборы.
12. Порядок предоставления отсрочки или рассрочки уплаты таможенных платежей для физических и юридических лиц. В соответствии с ч. 6. ст. 333 ТК РФ срок отсрочки составляет от 1 до 6 месяцев. Безусловно, это тоже шаг навстречу участникам ВЭД.
Кодексом приводится исчерпывающий перечень оснований предоставления отсрочки или рассрочки уплаты таможенных платежей.
Кроме вышеперечисленных особенностей ТК РФ 2003 г. можно назвать и другие. Главное, что все они свидетельствуют об одном: в Кодексе сделан коренной поворот к либерализации внешнеэкономических отношений, к большему учету интересов участников ВЭД.

Новая редакция ТК РФ

Какие же выводы можно сделать по итогам прошедших месяцев деятельности таможенных органов в условиях действия новой редакции ТК РФ? Выделим наиболее существенные из них.
1. Показатели деятельности таможенных органов (на примере Пензенской таможни) свидетельствуют о том, что трехдневный срок, установленный Кодексом для проверки ГТД, вполне выполним и реален для полноценного проведения таможенного оформления и таможенного контроля. Статистика, основанная на информации оперативных сводок, показывает, что необоснованных задержек по срокам проверки ГТД - единицы.
Для сокращения времени таможенного оформления большое значение имеет переход к совмещению операций документального контроля одним должностным лицом. В целях реализации практики совмещения операций документального контроля было проведено обучение и аттестация инспекторского состава структурных подразделений, непосредственно осуществляющих таможенное оформление. В частности, Пензенский таможенный пост Пензенской таможни с августа 2004 г. полностью перешел на данный принцип работы.
2. Важным элементом системы таможенного оформления в современных условиях является применение особого порядка декларирования. ТК РФ установлено два вида особого порядка декларирования, не требующих дополнительного разрешения таможенного органа:
- предварительное декларирование ввозимых товаров;
- временное периодическое декларирование вывозимых товаров.
В результате проведения разъяснительной работы с брокерами и участниками внешнеэкономической деятельности (ВЭД) по вопросам применения перспективных форм таможенного декларирования в январе 2004 г. были зарегистрированы первые предварительные ГТД. Преимуществом применения предварительного декларирования является проведение документального контроля до фактического предъявления товаров, а также минимизация затрат участника ВЭД при временном хранении товаров.
В июле 2004 г. в регионе деятельности Пензенской таможни была зарегистрирована первая временная периодическая ГТД. Временное периодическое декларирование вывозимых российских товаров позволяет провести основные операции документального контроля до начала перемещения товаров, а также после их фактического вывоза. Таким образом, создаются максимально благоприятные условия для осуществления внешнеэкономической деятельности предприятий - производителей экспортной продукции.
3. Наряду со значительным сокращением количества таможенных досмотров возросло применение других форм таможенного контроля, а именно: таможенный осмотр товаров и транспортных средств и таможенное наблюдение.
4. В соответствии с современной концепцией таможенного регулирования определяющее значение при проведении таможенного контроля приобретает система управления рисками (СУР). В рамках этой концепции проводилась работа по ориентировкам ГУБК ГТК РФ, ОКТО ПТУ, а также по результатам самостоятельного анализа электронного массива уведомлений с помощью штатных программных средств. Координирующим подразделением (отделом организации таможенного оформления и таможенного контроля Пензенской таможни) совместно с функциональными подразделениями таможни на основании сравнительного анализа поставок товаров, имеющих рисковые характеристики, вырабатывались меры по минимизации рисков для дальнейшего их применения в процессе таможенного оформления. Исследованию и прогнозированию рисков в современной науке уделяется большое внимание. Так, ученые, изучающие прогнозирование рисков и угроз как аспект оптимизации правоохранительной деятельности государственных органов, предлагают разработать научно обоснованную стратегию, которая должна включать следующие основные моменты:
- разработку единого подхода к классификации рисков в сфере деятельности правоохранительных органов по обеспечению внутренней безопасности;
- создание подразделений по прогнозированию и управлению рисками и угрозами в системе правоохранительных органов РФ;
- создание и внедрение методики прогнозирования кризисных явлений, аварийных ситуаций, оценки возможных исследований;
- создание и внедрение методики регистрации убытков в материальном и экономическом выражении;
- разработку методики оценки сравнительной эффективности различных мер по управлению риском и рекомендаций по использованию этих мер в конкретных случаях;
- создание баз данных по убыткам и потерям.
В свете последних событий, связанных с международным терроризмом и усиливших напряженность в современном российском обществе, система управления рисками в сфере ВЭД направлена не только на предотвращение нарушений таможенного законодательства, но и на обеспечение национальной безопасности государства в целом.
5. Что касается взаимоотношений в системе "таможенные органы - таможенный брокер - участник ВЭД", то ситуация в связи с новеллами ТК РФ существенным образом не изменилась. Так, на рынке брокерских услуг в регионе деятельности Пензенской таможни действуют: филиал ЗАО "РОСТЭК- Н. Новгород", "РОСТЭК-Пенза"; Пензенский филиал ООО "Цефей плюс", Пензенский филиал ФГУП "Главный центр специальной связи".
Доля поданных брокерами ГТД в первом полугодии 2004 г. составляет 43% от общего числа зарегистрированных ГТД. Данное положение свидетельствует о том, что потенциал брокеров используется не в полном объеме. Таможенный брокер является наиболее профессионально подготовленным субъектом в сфере таможенных правоотношений. Поэтому Пензенской таможней, например, проводится систематическая работа по привлечению брокеров к участию в мероприятиях, направленных на внедрение интенсивных и прогрессивных технологий таможенного оформления.
6. Организация таможенных операций при временном хранении товаров за рассматриваемый период строилась в соответствии с изменениями в законодательстве и положениями нового ТК РФ. Проведенная ранее работа с владельцами складов временного хранения (СВХ) на предмет их функционирования в новых условиях имела положительный результат, что позволило сохранить количество складов. Однако при этом следует отметить, что только один из шести функционирующих в зоне деятельности Пензенской таможни СВХ имеет статус открытого типа. Данное положение объясняется требованиями ст. 109 ТК РФ и тем, что пять складов находятся во владении крупных производственных предприятий, являющихся важнейшими участниками ВЭД региона и ввозящими товар для собственной производственной деятельности. При необходимости временного хранения товаров, требующих особых условий хранения (если в разумной близости от места получения товаров отсутствует СВХ, приспособленный для хранения таких товаров), в соответствии со ст. 117 ТК РФ применялась процедура временной зоны таможенного контроля. Согласно ст. 116 ТК РФ по запросам железных дорог ОАО "РЖД" для целей временного хранения товаров, перевозимых железнодорожным транспортом, до их загрузки непосредственно в транспортные средства, находящиеся на железнодорожных путях, были созданы постоянные зоны таможенного контроля.
7. Согласно ч. 5 ст. 403 ТК РФ таможенные органы обеспечивают в пределах своей компетенции защиту прав интеллектуальной собственности. В последние годы данный аспект становится все более актуальным. Наиболее серьезной из существующих сегодня проблем, связанных с защитой прав на объекты интеллектуальной собственности, является, конечно, контрафакция продукции и незащищенность общеизвестных товарных знаков. Официальная статистика свидетельствует об огромных масштабах распространения контрафакции. По данным ТПП РФ, доля фальсифицированной продукции в общем объеме реализации товаров народного потребления в 2001 г. достигла почти 35%.
В заключение хотелось бы напомнить, что компьютеризация и электронный обмен данными изменили методы ведения коммерческой деятельности в международном масштабе. Таможенные службы, соответствующие современному уровню развития мировой торговли, должны функционировать в полностью автоматизированном окружении. Так, таможни США,
Канады получают и обрабатывают электронным способом 95 и 85% деклараций соответственно.
Информационно-техническое обеспечение таможенных органов России требует дополнительных вложений и ресурсов. Только систематическое и полноценное финансирование информационных технологий в сфере таможенного дела позволит достичь необходимого уровня развития таможенного регулирования в нашей стране
Решение этих задач невозможно без совместных усилий государства, с одной стороны, и участников ВЭД - "законопослушного бизнеса", - с другой. Координация усилий позволит достичь тех целей, которые были поставлены принятием ТК РФ 2003 г. Это прежде всего всемерное развитие ВЭД, повышение конкурентоспособности отечественной продукции, ускорение и упрощение таможенного оформления и таможенного контроля, оптимизация взаимоотношений государства и участников ВЭД, максимальное приближение к современным международным стандартам в сфере регулирования внешней торговли.
Литература
1. Бакаева О. Таможенный кодекс РФ: анализ новелл // Законность. - 2003. - N 12.
2. Барсегян С.Г. Прогнозирование рисков и угроз как аспект оптимизации правоохранительной деятельности // Закон и право. - 2004. - N 5.
3. Измайлова Е.Ю. Проблемы с товарными знаками на российском рынке интеллектуальной собственности // Форум: Методический сборник. - М.: РИО РТА, 2003.
4. Терехин В.Ю. Пути совершенствования процедур и технологий таможенного обслуживания // Форум: Методический сборник - М.: РИО РТА, 2003.
5. Целевая программа развития таможенной службы Российской Федерации на 2004-2008 годы // Таможня. - 2004. - N 4 (100).
.

Скачать работу БЕСПЛАТНО, кликните по рекламе ниже и просмотрите сайты в течении 1 мин, после просмотра появится ссылка для скачивания

Другие новости